10 октября / "Витьбичи" / Мария Будкевич /. Суицид — пугающая тема, ее не принято обсуждать, о ней стараются не говорить. Однако статистика неумолима: каждые сорок пять секунд в мире добровольно уходит из жизни один человек. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения. Сводят счеты с жизнью люди разных возрастов и профессий, а самое страшное — дети.
Почему путь в никуда для подростков становится единственным вариантом решения возникших проблем? Как вовремя заметить неладное и уберечь их от страшного шага? Об этом поговорили с психологом центра здоровья молодежи «Феникс» Витебского областного детского клинического центра Инной Титовой.
«Заметьте меня! Остановите меня!»
Специалисты выделяют три условных типа суицида. Первый — демонстративный. Это скорее крик о помощи, попытка привлечь внимание к своим проблемам. Человек, совершающий такой поступок, не рассчитывает умирать, а пытается достучаться до окружения.
— Своим поступком он как бы кричит: «Заметьте меня! Остановите меня!», — пояснила Инна Титова. — К демонстративному суициду больше склонны девочки. Кстати, место совершения суицида почти всегда говорит о том, кому человек хотел что-то доказать. К сожалению, подростки иногда теряют контроль над ситуацией, и демонстративная попытка становится роковой.
Второй тип суицида — аффективный. Как отмечает психолог, его очень сложно предотвратить, ведь решение свести счеты с жизнью подросток принимает в состоянии сильного эмоционального возбуждения, под влиянием внезапного душевного порыва. Такой поступок становится полной неожиданностью для окружающих.
— Но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе различные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Подросток одинок, теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», самоотрицание, появляется ощущение потери смысла жизни, желание покончить с собой, — рассказала Инна Титова. — Серьезность этого намерения подтверждается выбором места, времени и способа, где всё произойдет, активной предварительной подготовкой. При истинных суицидах период до самоубийства отличается большей длительностью (иногда до месяца и более). Причем если неравнодушный человек заметит неладное и спросит о намерении свести счеты с жизнью, то скорее всего получит честный ответ.
Какие признаки должны насторожить взрослых:
- порезы на коже, ожоги, укусы, синяки, вырванные волосы и ногти;
- неухоженный внешний вид, явное несоответствие полу;
- отсутствие зрительного контакта, эмоциональная подавленность;
- резкое изменение стиля поведения или общения;
- нарушение сна, аппетита;
- уход из дома;
- «завершение дел»: раздаривание личных вещей, улаживание отношений, составление писем, встречи со значимыми людьми;
- внезапное проявление интереса к теме смерти;
- заявление о желании убить себя, поиск в сети вариантов суицида, пассивные суицидальные мысли.
«Мне стыдно, что не оправдал ваших надежд»
Когда мы слышим о подростковых суицидах, то часто делаем вывод, что такое может случиться только в семьях, где есть проблемы. И отчасти это верно. Ведь любое неблагополучие, будь то развод родителей, постоянные конфликты между домочадцами, смерть близкого родственника, может привести ребенка к мысли, что жить незачем.
Но причиной самоубийства могут быть и чрезмерно завышенные родительские требования. Внешне всё благополучно: ребенок хорошо одет, имеет самые современные гаджеты и карманные деньги, посещает кружки, имеет друзей. Его родители — успешные люди. Вот только, глядя на них, подросток понимает, что «недотягивает». А если еще и взрослые после любой неудачи в снисходительно-язвительной манере постоянно повторяют: «Мог бы ради нас и постараться», «Ну и кто из тебя вырастет?», то он попадает в тиски чужих ожиданий, надежд и разочарований.
— Ребенок превращается в глобальный проект, который во что бы то ни стало нужно успешно реализовать. Взрослые не замечают его чувств, не считаются с желаниями. Да и вовсе не знают своего настоящего ребенка, а лишь придуманного в собственных фантазиях, — отметила Инна Титова. — Такой подросток чувствует себя чужим среди близких, замыкается, начинает задумываться, а не будет ли всем лучше, если его не станет. Жизнь подростка вообще трудна, в ней масса ситуаций, когда, с его точки зрения, он не справляется или выглядит смешным. И все эти конфликты он переживает космически. Редко когда в стрессовой ситуации он может посмеяться над собой и успокоиться. А если еще и дома родители не обеспечили ему эмоциональный тыл, то всё может закончиться шагом в пропасть.
«Ты что, слабак?»
Еще одна распространенная причина суицида — любовные переживания, разрыв дружеских отношений.
— Родителям в этот момент очень важно не дать ребенку впасть в отчаяние. Но все разговоры должны вестись крайне деликатно, без обесценивания чувств подростка. Не нужно говорить, что все через подобное проходили, поэтому и переживать нечего. Лучше поделиться своим опытом (только без нравоучений!), рассказать, что вы чувствовали в тот момент, — советует психолог.
Спусковым крючком, вызвавшим суицидальные мысли, может быть и буллинг со стороны сверстников.
— Но эта причина снова напрямую связана с отношениями в семье. Дети часто не рассказывают родителям про то, что стали жертвами травли, потому что боятся их расстроить, разочаровать. Ведь буллинг (физический, словесный, психологический) построен на навязывании жертве чувства стыда за какой-то недостаток, зачастую просто выдуманный. Если ребенок еще и дома в ответ на свои жалобы получит реакцию: «Сам виноват» или «Ты что, слабак?», тогда и вовсе закроется в себе. Ребенок должен быть уверен, что мама и папа его защитят, — подчеркивает Инна Титова. — Длительная травля невозможна, если в семье царят доверительные отношения. Родители, вовлеченные в жизнь своих детей, сразу стараются жестко пресечь любые попытки издевательств. А ребенок, чувствуя их поддержку, ведет себя более уверенно в конфликтах со сверстниками.
Как вести себя родителям, если поведение ребенка изменилось и вызывает опасение?
- Исключить использование слов, которые смогут побудить ребенка сделать роковой шаг. Например, «если тебя не будет», «от тебя одни проблемы», «ты портишь мне жизнь», «исчезни». Чаще всего такие высказывания произносят на эмоциях, но ребенок может понять их буквально и сделать соответствующие выводы: мама или папа хотят, чтобы меня не стало.
- Проявлять интерес к эмоциональному состоянию ребенка и его переживаниям, даже если его проблемы кажутся незначительными.
- Не сравнивать ребенка со сверстниками, подсвечивая его негативные черты. Провоцировать нездоровую конкуренцию и безосновательную соревновательность может быть опасно. Страх разочаровать родных — это то, что может привести к суициду.
- Если видите, что психоэмоциональное состояние подростка ухудшается, срочно обращайтесь за помощью к специалистам.
Депрессия — это не шутки
Как отметила Инна Титова, критический возраст, когда увеличиваются суицидальные риски, для девочек — 11–13,
для мальчиков — 12–15 лет. Однако стоит учитывать и индивидуальные особенности ребенка, подчеркнула психолог. К примеру, люди, склонные застревать в переживаниях, зацикливаться на неблагоприятных событиях, легко впадают в депрессию, которая может привести к суицидальным мыслям.
— Кстати, подростки часто сами вгоняют себя в депрессию, банально нарушая распорядок дня: до глубокой ночи зависают в гаджетах, потом мучаются до утра бессонницей, разбитыми приходят в школу. И снова всё по кругу. Гормональная система, которая и без того в пубертате «фонит», полностью выходит из строя. Поэтому родители должны следить, сколько часов ребенок спит, не засиживается ли за телефоном, как питается, бывает ли на свежем воздухе. Если депрессия приобрела угрожающую форму, необходимо срочно обратиться к специалистам. С этим шутить не стоит, — акцентировала внимание Инна Титова.
На крючке у «группы смерти»
Когда человек долго находится в подавленном состоянии, ощущает себя нелюбимым и ненужным, он может легко стать добычей различных манипуляротов, в том числе из «групп смерти» — сообществ в социальных сетях, склоняющих людей к самоубийству. И «охотятся» они чаще всего именно на подростков.
— В этом возрасте бушуют гормоны, ребенка изматывают перепады настроения, делают ранимым. Не доверяющие взрослым подростки, дети с низкой самооценкой или обостренным чувством вины попадают в группу риска. Они готовы пойти на многое, чтобы избавиться от терзающего их ощущения, и становятся легкой наживой для манипуляторов. Но если подросток чувствует себя нужным, если знает, что его понимают и не бросят, то не поддастся на уловки злоумышленников, — уверяет психолог. — Детей нужно любить, не задаривать, не откупаться, а именно любить, и еще с ними нужно дружить и искренне интересоваться их жизнью. Тогда у ребенка и сформируется абсолютное доверие, и, несмотря на мелкие ссоры и недопонимания, когда ему больно или страшно, он придет за помощью к родителям.
Говорите о жизни
Как объяснить ребенку ценность жизни — вопрос философский. На самом деле, никакими словами не объяснить, очень важно это транслировать. Своим жизненным примером, в первую очередь. То есть иметь увлечения, вовлекать в них ребенка, проводить время вместе, узнавать его хобби, разделять их.
А вот стоит ли поднимать тему суицида?
— Для детей и подростков есть два правила для подобных разговоров. Первое — не говорить больше, чем тебя спросили, и, соответственно, если тебя не спрашивают, не поднимать эти вопросы, — отмечает Инна Титова. — Если родитель хочет уберечь ребенка от суицида, то нужно прежде всего разобраться с собой, с тем, почему эта идея его беспокоит. Задача родителя — не нагружать детей своей
тревогой, а отвечать на их запросы. Второе правило — всегда преподносить информацию по возрасту. К примеру, у подростков запрос на более взрослое отношение к себе, но при этом не всегда хватает ресурса, чтобы его выдержать. С ними нужно вести диалог, а не читать лекцию. Лучше всего подходят прямые ответы без увиливаний. Можно сначала выяснить, что подросток знает про суицид, как относится к данной теме и что об этом думают в его окружении. Если его друзья «романтизируют» суицид, то родителю нужно объяснить, что самоубийство совершают люди, которым нужна помощь. Если подросток не готов воспринимать эту информацию, то нужно дать ему время и вернуться к разговору, когда он сам придет с вопросами.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.