Среди сверстников, а не в четырех стенах. В Витебске проходит эксперимент по апробации инклюзивного образование

logo
Четверг, 13.04.2017 08:16 | Рубрика: Общество
03974
Инклюзивное образование сегодня признано всемирным сообществом как наиболее гуманное и эффективное. В эксперименте по апробации такой модели обучения участвуют два учреждения города.

В последние годы многое делается для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) учились в обычных учреждениях образования. Идет процесс перехода к инклюзивному образованию, подразумевающему равную доступность обучения для всех детей и приспособление заведений к нуждам каждого учащегося. Не ребенок должен подстраиваться под условия школы, а учреждение образования под него, учитывая индивидуальные потребности.


Во время урока в средней школе №46.

Экспериментальный проект в Беларуси

В 2015 году была подписана и утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и План мероприятий на 2016 – 2020 годы по ее реализации и развитию. А в прошлом году утвердили государственную программу «Образование и молодежная политика на 2016–2020 годы» с подпрограммой «Развитие системы специального образования», в которой прописаны задачи и этапы по развитию инклюзивного образования. Также внесены соответствующие изменения в проект новой редакции Кодекса Республики Беларусь «Об образовании». Все это лишний раз показывает серьезность подхода к проблеме. И, пожалуй, самое главное: в стране на базе восьми общеобразовательных учреждений реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образования и насчитывается 20 инклюзивных классов.

Реализовать потенциал каждого

Среди учреждений образования, участвующих в проекте, три на Витебщине – СШ №46 Витебска, СШ №8 Новополоцка и областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В средней школе №46 существуют три инклюзивных класса – два вторых и один восьмой. Здесь занимаются 29 детей с особенностями в развитии. Заведение реализует все модели обучения таких детей – это специальные, интегрированные и инклюзивные классы.

Заместитель директора по учебной работе Алла Мосюкова отмечает, что дети занимаются вместе и им это интересно, и подчеркивает: каждая школа должна быть инклюзивной.

– Безусловно, для работы в таких классах педагогам необходимы определенные знания и специализированная подготовка. Наши учителя посещают тематические курсы в областном институте развития образования, а еще и в столице. Около 30 педагогов проходили дистанционное обучение в рамках международного проекта по программе Тempus INOVEST «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения». В нашей школе трудятся учителя-дефектологи высокого уровня, – рассказала Алла Викторовна.

Один из них, Елена Ляхова, работает с ребятами второго класса. Она говорит, что проблем с детьми нет, и смущение учеников в первые дни от ее присутствия на уроках уже прошло. Немаловажно, что весь класс работает в одном темпе, а тем, кто отстает, помогает учитель-дефектолог.

– Большую часть времени я нахожусь с детьми с ОПФР. В классе учится девочка с ДЦП, к ней нет какого-то пренебрежения, наоборот, одноклассники ей помогают сходить в туалет, переодеться, помыть доску. В классе также работает и сопровождающий, – рассказала Елена. – Больших сложностей с родителями не было, только недопонимание, но в настоящий момент и учащиеся, и родители адаптировались к инклюзивному образованию.

Помещения средней школы № 46 сконструированы так, чтобы дети инвалиды-колясочники комфортно передвигались и учились. Да и родители с ограниченными физическими возможностями могут свободно бывать в школе. Коридоры, лифт, санузел, туалеты, специальная раздевалка обустроены так, чтобы эти люди чувствовали себя полноценными членами школьной семьи. В актовом зале установлен пандус, ведущий на сцену.

Учитель-дефектолог Ольга Шурухаева работает с учащимися восьмого класса. Второй год он инклюзивный. Здесь с самого начала обучается девочка с нарушением слуха. Внешне она выделяется только наличием слухового аппарата.

– Лизу хорошо принимают в классе, она отлично общается с подругами, на переменах они все вместе. Единственное, когда я стала у них преподавать, меня стеснялся как сам ребенок, так и одноклассники. Ребята и Лиза не понимали, почему рядом с ней на уроках находится педагог. Теперь все привыкли и осознают, для чего я здесь, – поделилась Ольга.

Слышать и слушать друг друга

Директор областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Марина Федорова рассказала, как организована работа с детьми в учреждение.

– Дети с особенностями обучаются по общей программе, но на каждого из них составлен индивидуальный план, – отметила Марина Григорьевна. – В нашем центре вместе с педагогами после прохождения диагностики и по результатам анализа учебной деятельности определяют, из каких предметов должен состоять этот план и какой коррекционный компонент будет присутствовать. Он выбирается в зависимости от тяжести нарушения здоровья у ребенка.

Учитель-дефектолог может проводить как индивидуальные занятия с учащимся, так и совместно с преподавателем-предметником. В данном случае его роль – поддержать, помочь ребенку. Дети с расстройством аутистического спектра могут иметь в учреждении общего, среднего или дошкольного образования сопровождающего.

Специалисты областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации пропагандируют инклюзию как среди педагогов Витебщины, так и в обществе в целом. Они читают лекции, участвуют в конференциях, вместе с ВГУ имени П.М. Машерова издают брошюры.

– На протяжении пяти лет проводим различные мероприятия по формированию инклюзивной культуры, подготавливаем коллективы для того, чтобы после окончания эксперимента педагоги, ученики и родители понимали суть и были готовы к открытиям таких классов, – отметила Марина Федорова. – В любом вопросе зачастую нужно начинать с самого себя, ведь мы никогда не поймем переживания родителей, имеющих ребенка с ОПФР. В этом случае мы должны уметь слышать и слушать друг друга.

Быть в курсе

Также важна активность и самообразование родителей в этом вопросе. В Интернете можно найти море информации по этому поводу, в частности на сайте управления специального образования Министерства образования asabliva.by. И она необходима. Ведь есть примеры, когда мамы и папы, узнав о диагнозе своего чада, от незнания или по глупости ставили на нем крест, готовясь к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе. Теперь такая возможность есть, и это рывок вперед.

Совместное обучение сформирует толерантные, доброжелательные отношения учащихся друг к другу, разовьет в них чувство взаимопонимания, разрушит барьеры в общении. А ведь умение найти общий язык стало таким важным в современном мире.  

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Андрей ЩЕРБИЦКИЙ.