С директором Первомайского ТЦСОН Татьяной Старинской мы разговариваем в ее рабочем кабинете. Он — в стиле деловой женщины: компьютер, бумага для записей, справочники, поодаль от всех документов, в рамочке — фотография дочери.
— Татьяна Александровна, вы долго шли к тому, чем занимаетесь сейчас? Насколько я знаю, прежде ваша деятельность к сфере социальной защиты не имела никакого отношения.
— Действительно, так сложился мой жизненный путь, что работать начала в системе образования, в профтехучилище, которое возглавлял Александр Лосякин. Это очень интересный человек, и я всегда говорю, что многому у него научилась. Александр Михайлович из тех, кто готов рисковать, и я такая же! Мы впервые начинали создавать группы документоведов, открыли отделение по подготовке грамотных, профессиональных секретарей-референтов. Это было новое в профтехобразовании города.
— А какое у вас образование?
— Я заканчивала Витебский педагогический институт, факультет химии и биологии, работала с дубовым шелкопрядом, готовилась защищать по нему диплом. Тема мне очень нравилась, я увлеклась, мы окультурили шелкопряда на восьми видах деревьев и добились выживания до 90 процентов. Тогда было время Советского Союза, мы верили, что будем работать в этом направлении, ведь разведение в Беларуси шелкопряда виделось делом перспективным. Правда, в итоге дипломную работу защитила совсем по иной теме. Но благодаря шелкопряду я попала… к Александру Михайловичу Лосякину, поскольку еще в институте научилась печатать на машинке: чтобы сэкономить средства и никому не заказывать машинописные работы для диплома, пошла на курсы в Дом офицеров! А в училище Лосякину как раз требовались специалисты, владеющие делопроизводством. Но мне хотелось чего-то нового, и я ушла работать в Госархив Витебской области, причем, на самую низшую должность — архивиста 1-й категории, потеряла в зарплате. Но за год стала заведующим отделом. Потом очень быстро стала замдиректора и — директором архива. Тут много слагаемых, но прежде всего этому способствовал повышенный интерес ко всему, что делаю.
— Чему вас научила работа в архивах?
— Я поняла схему существования любой организации вообще, потому что когда ты постоянно работаешь с документами, знакомишься с историей предприятий, составляешь номенклатуру, то прекрасно ориентируешься, в каком фонде, какую информацию можно найти. Но в 2007 году мне предложили стать директором ТЦСОН, я спросила, сколько у меня есть времени, на что услышала: «Две минуты». Так пришла на эту должность.
— И с чего вы начали?
— Действительно, сфера была совершенно незнакомая, а для меня в любом деле, как я говорю, всегда важно найти тот сучок, ту задоринку, от которых дело и начинает раскручиваться в нужном русле. Когда работала в училище, это были дети: я ими жила, они заставляли меня своими вопросами постоянно находиться в поиске. В архиве «сучок и задоринку» искала дольше, пока не увидела, сколько интересного можно сделать, ведь, по сути, у тебя в руках — история!
— Судя по тому, что вы задержались в социальной защите, «сучок и задоринку» вы нашли и здесь! Так в чем же они?
— Я ходила по участкам с соцработниками, обслуживающими на дому, изучала работу, вникала. Хотелось добраться до самой сути, понять, чем же все-таки центр занимается, найти главное и на него нанизывать все остальное. Мне стало понятно: нет престижа у работника социальной службы. Это первое. Не по душе пришлось также, что многие обслуживаемые относились к соцработнику по принципу — «должна». А то, что это процесс взаимного общения, даже не рассматривалось. И тогда я поставила главную цель, о которой сказала в коллективе: «Хочу поднять престиж профессии соцработника». Понимала, для того, чтобы стало интересней, надо найти какие-то формы работы, чтобы и клиент, и наш специалист в центр приходили с удовольствием. В то время практиковались чаепития: пришли ветераны — обязательно чай, другой работы не существовало, и порой даже доводилось слышать: «А что, чая не будет? А что тогда идти…» Меня очень ранил такой вопрос, и я поняла: людям, приходящим в центр, должно быть интересно, а для этого необходимо общение, но на другом уровне. А просто от чая очень хотелось уйти! Стала думать, за что зацепиться и поняла, что надо создавать какие-то неформальные объединения. Одно из таких — музыкально-театральная студия «Параллели», название которой дали такое потому, что там встречались люди разных возрастов. Горжусь тем, что в 2007 году наш центр впервые и первым вышел с инвалидами на фестивальный «Город мастеров», продавали свою продукцию, а на вырученные деньги мы тогда купили фотоаппарат и газовую плиту. Это была наша мечта — оборудовать в отделении центра кухню для обучения молодых инвалидов домоводству, и она сбылась. Помогли еще спонсоры и государство: мы попали в программу «Дети Беларуси». Постучалась в ВГУ имени П.М.Машерова с предложением открыть научную базу совместно с факультетом психологии и педагогики, и нам не сразу, но двери распахнули.
— Татьяна Александровна, можно сказать, что так начались ваши открытия и какими они были?
— Да, прежде всего, я определила для себя, что социальная защита — это безграничное пространство действия между всеми ведомствами. Чего не коснись, все связано с социальной защитой: образование, здравоохранение, МЧС, милиция… И мы на стыке всех ведомств должны нести свою миссию — быть полезными, необходимыми, поддерживать человека в непростых жизненных ситуациях. Я вообще считаю, что самый ценный опыт обретается именно на стыке ведомств.
Работая с беженцами, временный пункт нахождения которых расположен на нашей территории, поняла, как много внимания нужно уделять морально-психологическому состоянию человека. Но я всегда считаю, что нужно давать удочку, а не рыбу, то есть не жалеть, а чему-то учить людей, оказавшихся в сложном положении. У нас и с инвалидами так складывается работа: мы научили — у инвалида получилось.
— Так вы постепенно пришли к тому направлению, которое стало главным «сучком-задоринкой» и в сегодняшней работе, к неформальному образованию? Какие идеи теперь вам не дают покоя?
— Нам предложили подать заявку на вступление в европейскую Ассоциацию обучающихся городов. Конечно, о вступлении пока не идет речь — мы только на подходе к самой процедуре. Это очень важное событие не только для имиджа Витебска, но и Беларуси в целом, ведь пока нашей страны нет в числе участников этой Ассоциации. Тема неформального образования, действительно, интересная и обширнейшая. Тому подтверждение — созданный на базе нашего ТЦСОН Народный социальный университет. Если раньше речь шла об образовании на всю жизнь, то теперь говорят — образование на протяжении всей жизни. Оно и понятно, ведь обучаться постоянно в вузах нереально, да и времени жалко. Речь зашла о неформальном образовании, которое и выразилось в разных формах: народные университеты, институты третьего возраста, различные школы, клубы, курсы. В 2012 году я попала в проект — «Обучающийся регион. Образование для всех поколений», который осуществлялся в немецком образовательном центре Еханэса Рау. Проект реализовывался в течение двух лет — семинары, исследования. Я многое почерпнула и поняла, что не нужно тратить время на теорию, а нужно делать что-то реальное, практическое, что дает конкретный результат. Подумали все вместе в ТЦСОН и создали НСУ. Мы отличаемся тем, что у нас преподают профессионалы, возраст желающих обучаться любой — от 18 и до… И все наши партнеры работают бесплатно, чему никто не верит! Но действительно, все работают на энтузиазме, волонтерстве, и при этом мы обрастаем идеями открытия все новых и новых курсов. И есть те, кто хочет в этом участвовать, помогать. Мы стали развивать психологические курсы, в том числе направленные на укрепления института семьи: «Мамина школа», «Мужчина и женщина», «Счастливое супружество» и другие. Отзывы хорошие, люди пошли, нам самим в первую очередь интересно работать. Развивая социальную активность наших людей, взяли курс в направлении «К активному обществу в любом возрасте». Есть даже такой проект, как правильно стареть по-белорусски!
— Вы сами не боитесь этого возраста?
— Я столько лет работаю рядом с людьми пожилого возраста и мне кажется, если правильно все воспринимать, то этот возраст придет в твою жизнь гармонично, мудростью, какими-то новыми интересами. Знаете, в каждом возрасте тоже необходимо искать все тот же «сучок и задоринку», постоянно чему-то обучаться. Тогда и после 60 лет жизнь может быть радостной. Конечно, нельзя забывать о здоровье. Мне понравилось, что даже Президент на V Всебелорусском народном собрании говорил о том, что надо заботиться о своем здоровье и, что немаловажно, заботиться о питании.
Сегодня на базе ТЦСОН открыт как филиал кафедры социально-педагогической работы ВГУ им П.М.Машерова, так и филиал кафедры медицинской реабилитации ВГМУ.
— Каких критериев как руководитель вы придерживаетесь?
— Есть три самые важные вещи, на что всегда должен обращать внимание любой руководитель: материальная база, кадры и новые технологии. И даже не знаю, что из этого самое важное. А вообще, я по гороскопу Овен, это знак хороших организаторов.
— Кто вы и какая после работы?
— Мне еще нужно быть и мамой, и женой. Пока возвращаюсь с работы, конечно, стараюсь от нее абстрагироваться, потому что мы договорились дома обсуждать только самые животрепещущие и очень, очень интересные темы. Например, когда я хочу втянуть свою семью в какое-то новое дело! А о проблемах стараюсь вообще не разговаривать дома. Дочери Катюше 24 года, она юрист по образованию, работает в городском Следственном комитете. Мне приятно, когда она говорит, что ее кумир — мама. Муж тоже работал в этой сфере — в прокуратуре, Следственном комитете, сейчас он полковник юстиции в отставке. Любим вместе читать, путешествовать, у нас много интересов. Я всегда искала в семье взаимопонимание, уважение, доверие и любовь. Без теплых чувств жить неинтересно, люди должны знать, что они любимы.
— Вы часто даете советы?
— Только тогда, когда меня об этом просят. Мне больше нравится обучаться самой, прислушиваться. Я из любопытных.
— Ваш любимый совет?
— Помните, в мультике «Крошка енот» он ходил на пруд, увидел свое отражение, испугался и потом с палкой собирался пойти на обидчика? А мама ему тогда сказала: «Брось палку и улыбнись тому, кто живет в пруду». Вот и я всегда говорю и дочке, и коллегам: никогда не идите с палкой к тому, кто живет в пруду, а идите и улыбнитесь — все получится!
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.