Витебск, словно голубые артерии, питают четыре реки: Западная Двина, Лучоса, Витьба и Лужеснянка. Участки города, разделенные реками, как связующие нити, соединяют мосты. В Витебске насчитывается двадцать мостов и мостиков (кроме железнодорожных и путепроводов), 11 из них — пешеходные. История витебских мостов занимает отдельную страничку в истории города. Расскажем о самых значимых.
Согласно письменным источникам и чертежу Витебска 1664 года, в замках существовало несколько мостов, которые являлись частью системы оборонительных сооружений. Один из них — деревянный мост через Витьбу со свайными опорами — соединял Верхний и Взгорский замки. Заручавский (Кривой) мост был построен через ручей возле нижнего замка с подъемной на цепях частью со стороны Заручавского проезда.
Были и другие мосты. Первый каменный мост в Витебске был построен через Витьбу в 1811—1814 годах между Соборной (ныне — площадь Свободы) и Рынковой (Ратушной) площадями. За его красоту или просто по цвету кирпича мост называли Красным. Имел он еще несколько названий: Рынковый, Городской, Иезуитский. Сейчас это железобетонный Октябрьский мост 1958 года постройки.
Кроме Красного, через Витьбу были прекинуты еще три моста. На Подвинской улице (нынешняя улица Толстого) издавна существовал узкий мостик для пешеходов. Выше по реке находился Мельничный мост. В конце XIX века был построен специальный трамвайный мост. Моста через Двину долгое время не было. И люди, и грузы переправлялись через реку на лодках. И только в конце XVIII века на месте старинной переправы возле Успенского собора появился свайный деревянный мост, который ежегодно или разрушался во время ледохода, или его растаскивали горожане, а затем возводили заново. Этот мост и стал прообразом главного современного моста Витебска — Кировского.
Кировский — самый большой, давно ставший достопримечательностью и любимой «моделью» фотографов. Длина его — 236 метров. Он связывает правобережную и левобережную части города, открывая самые чудесные его виды. Оказывается у него был предшественник.
Первый мост через Двину строился, начиная с 1863 года, по проекту инженеров Эми и Грина по образцу проекта моста Сен-Жерменского предместья Парижа. Руководил строительством инженер-подполковник Александр Феттинг. К тому времени в Витебске был открыт железнодорожный вокзал, и необходима была связь основной части города с Задвиньем. Мост, который назвали Двинским, находился немного ближе к зданию современного драмтеатра. Открытие его состоялось 26 марта 1867 года. Для фотолетописцев Витебска Двинский мост и тогда был настоящей находкой: его конструкции снимали в разных ракурсах и видах, он стал своеобразным архитектурным символом старого Витебска. Тот мост не сохранился: в начале Великой Отечественной войны был частично, а в 1944 году полностью разрушен.
После войны мост восстановили по проекту инженеров И.Гельфмана и П.Исаченко и архитекторов О.Ладыгиной, Е.Заславского. Строительство сильно затянулось, объект ввели в действие только в 1955 году и назвали Кировским в честь советского госдеятеля С.Кирова. Спустя полвека — в 2004-2005 годах — Кировский реконструировали: расширили тротуары, заменили дорожное покрытие. Тогда же у его начала, со стороны Благовещенской церкви, установили камень из опоры первого моста и подписали: «Этот камень лежал в основании Двинского моста, построенного в 1867 году». В 2010 году здесь установили декоративную подсветку.
Современный Кировский мост молчаливо хранит память о пожарах и ледоходах, бомбежках и взрывах, послевоенном восстановлении города — обо всем, что пришлось пережить жителям Витебска в разные эпохи. В его молчании — отголоски шагов наших отцов и дедов.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.