Георгию Шестакову, знаменитому экс-директору Витебского маслоэкстракционного завода, исполнилось 80 лет

logo
Пятница, 07.02.2025 17:01 | Рубрика: Общество
01266
7 февраля / «Витьбичи» / Нина Писаренко /. Георгию Шестакову было 27 лет, когда его назначили главным инженером Витебского маслоэкстракционного завода. То, что недавний студент оказался вторым лицом на предприятии, кое-кто в коллективе считал преждевременным. Однако вскоре отношение переменилось – случился пожар на элеваторе семян, и Георгий в той ситуации повел себя как опытный и знающий специалист.


Если быть, то первым 

Родился Георгий Шестаков в 1945 году, когда война еще не закончилась. Его детство прошло в Никитском ботаническом саду, где отцу как военному коменданту Ялты предоставили дом, и в Краснодаре, куда перебрались позже, чтобы быть ближе к родственникам. После школы выбрал политехнический институт в Краснодаре, химико-технологический факультет. Это был лучший вуз в регионе, где конкурс доходил до 13 человек на место. Учиться было непросто: если на первый курс зачисляли 30 человек, то к моменту окончания учебы в лучшем случае оставалась половина. Из всех студентов Георгий выделялся целеустремленностью. 

Учился на отлично – его фотография всегда висела на Доске почета института, от начала и до конца учебы был председателем профкома химфака. Однако учиться ему пришлось вдвое дольше, чем большинству других студентов, – со второго курса призвали в армию. После службы, а служил три с половиной года, его восстановили в институте, но вернуться вынужден был на первый курс, так как изменилась программа. Здесь и встретил будущую жену Наталью, которая была первокурсницей. Девушка тоже обратила внимание на видного парня, который не только учился лучше всех, но и блистал эрудицией, и мастерски читал стихи. 

В Витебск с семьей 

Дружба завязалась после первого трудового семестра, когда их студотряд обустраивал в подвалах помещения для детских занятий. Некоторые студенты отлынивали от работы, а Наталья с двумя подружками – никогда. Оценив это, стал ухаживать за девушкой, и она ответила взаимностью. Поженились на четвертом курсе, и распределение получали как супружеская пара. В Витебск попали случайно – первоначально обоих направили в Иркутск, куда уже готовились ехать. Но к руководству вуза обратился заместитель министра пищевой промышленности Белоруссии, тоже, кстати, бывший выпускник института, с просьбой подобрать кандидатуру на пост главного инженера на Витебский маслоэкстракционный завод. 

Заведующий кафедрой предложил Георгия Шестакова, и личная встреча с замминистра, которая вскоре состоялась, предопределила дальнейшую судьбу вчерашнего студента. Так в 27 лет Георгий Шестаков стал главным инженером МЭЗа, который на тот момент был единственным предприятием в республике по производству растительных масел.

– Главной сложностью было вписаться в коллектив, найти общий язык с инженерно-техническими работниками, – вспоминает о том времени Георгий Николаевич. – Это были люди грамотные, работающие на заводе с 15 лет, и у них было свое мнение насчет того, кто должен был занять должность главного инженера. 

Отношения потеплели уже после первого капитального ремонта, а он проводился ежегодно с учетом производства, когда поняли, что новичок говорит с ними на одном, техническом языке. А спустя год на элеваторе семян случился пожар, который стал для Георгия Николаевича испытанием на прочность. В тот год подобные пожары происходили на многих маслоэкстракционных заводах Советского Союза – семена подсолнечника, которые перерабатывали, по какой-то причине накопили много серы и во время хранения воспламенились. Последствия устраняли долго и трудно, но молодой главный инженер справился и заслужил уважение в коллективе. 

Молодость не помеха 

Работал в должности восемь лет. Все это время акцент делал на техническое перевооружение и модернизацию. Меняли прессы, это было основным оборудованием, заменяли дистилляторы на более совершенные, конденсаторы... И так по всем подразделениям, потому что МЭЗ – это был не только основной цех, но и олифоварка, и два элеватора (семян и шрота). Видя, что Георгий разбирается в тонкостях производства, тогдашний директор Владимир Испенков, не технарь по специальности, поручал ему проводить совещания в своем кабинете – готовил, как вскоре стало ясно, себе смену. 

Уходя с должности, Владимир Иосифович предложил на свой пост главного инженера. Кандидатуру поддержали, несмотря на молодость Георгия Николаевича – ему только исполнилось 35 лет. В тот момент никто не знал, что ответственную должность он будет занимать 22 года (Витебский МЭЗ для Шестакова так и остался первым и единственным местом работы), и это будут очень непростые годы как в истории предприятия, так и судьбах 200 заводчан, и всего СССР. 

– Самое сложное в работе директора, – говорит Георгий Николаевич, – это принимать решения и отвечать за их исполнение, потому что за твоей спиной большой коллектив. 

Еще в советские времена столкнулся с нехваткой сырья. Завод изначально был построен для переработки семян льна, однако с ростом производственных мощностей их стало не хватать. Благодаря природной коммуникабельности и умению быстро находить с людьми общий язык Георгий Шестаков был вхож в самые высокие кабинеты и никогда не уезжал из союзного или республиканского министерства без дополнительных фондов. В результате поставка сырья в Витебск шла отовсюду. Алжир, Канада, Афганистан, Испания – далеко не полный перечень стран, откуда получали семена льна и сои. Перерабатывали на масло семена подсолнечника, арахиса, тыквы, даже арбузные семечки! Оно использовалось затем в производстве маргарина. 

На слуху и на виду 

С приходом нового директора производство масла возросло и значительно. Коллектив завода удостаивался переходящих Красных Знамен города, Минпищепрома СССР и БССР (на предприятии их сумели сохранить). МЭЗ заносили на областную Доску почета, так что слава предприятия гремела. Сюда стремились устроиться на работу, дети продолжали дело отцов, несмотря на вредное производство и трехсменную работу. Здесь и сейчас трудятся представители 32 семейных династий. В середине 80-х годов специалисты заговорили об использовании на масло семян рапса. 


Георгий Шестаков ухватился за идею и на заседании Совмина, где обсуждался вопрос о том, что будет перерабатывать МЭЗ, поставил вопрос о необходимости выращивать отечественный рапс – европейские коллеги уже получали из него дизельное топливо. К нему прислушались. Новую культуру стали внедрять в севооборот, однако понадобилось время, чтобы на сельхозпредприятиях осознали ее прибыльность. Одновременно на Витебском МЭЗе, где учились производить рапсовое масло из привозного, польского сырья, вместе с учеными доводили до ума технологию. Культура оказалась специфической, потребовалась замена оборудования в экстракционном цехе на более устойчивое к коррозии. 

Выжить, но не только! 

А потом грянули 90-е годы. Предприятию, как и всем в то время, приходилось выживать. Но это был и звездный час директора – на МЭЗе, одном из немногих местных заводов, удалось полностью сохранить коллектив и регулярно платить зарплату. Спасала олифоварка – витебская олифа еще с советских времен была вне конкуренции, и за ней потребители буквально охотились. На масло перерабатывали всё, что могли достать. Сырье везли даже с Дальнего Востока и только благодаря личным контактам Георгия Николаевича. Чтобы не сокращать людей, отправлял часть из них в оплачиваемые отпуска, переводил на 2/3 ставки, занимался капитальным ремонтом и просто ремонтами. 

Характер у директора был крутой. Все уже знали: если голос его гремит, значит, чем-то недоволен. Парадокс, Георгия Николаевича боялись и в то же время уважали. За справедливость, отеческую заботу о коллективе и отходчивость, наконец. Благодаря ему был построен жилой дом для мэзовцев и ликвидирована очередь нуждающихся в жилье, в которой люди стояли годами. На предприятии предоставлялось немало льгот, так что неудивительно слышать от старых работников, что у них было много директоров, но лучше Шестакова не было никого. 

Наталья Ивановна, придя вместе с мужем на завод после института, работала мастером смены на основном производстве. Доросла до старшего инженера технической и технологической подготовки производства, но спустя 14 лет поменяла место работы. Она, дипломат по натуре, была громоотводом, если Георгий Николаевич устраивал разгон. Впрочем, успокоить шефа мог еще один человек – председатель профкома Людмила Карлова, которая занимала этот пост тридцать лет. Он лично переманил ее к себе со станкостроительного завода – такое случалось, если видел в кадрах потенциал и перспективу. Самое удивительное, что об этом все вспоминают с улыбкой – время стирает мелочи, оставляя главное. 

Сюрприз от коллег 

Сейчас супруги Шестаковы живут вдвоем – дочь и внучки далеко. Но их дом практически не пустует. Бывшие коллеги и те, кто еще работает, дети бывших однокурсников бывают здесь часто. Хлебосольная хозяйка Наталья Ивановна привечает всех с радостью – она очень хорошо готовит, и это ей в охотку. Мне посчастливилось побывать в этой дружной семье дважды. Познакомилась здесь со Светланой Печинской, которая в 1983 году пришла на завод мастером смены, а в 1995-м Георгий Николаевич рекомендовал ее на должность начальника маслоэкстракционного цеха. Хозяин дома был верен себе и в разговоре напомнил Светлане Константиновне, как несколько раз собирался ее уволить. 


Явно пугал тогда, что я поняла по голосу, в котором сквозили уважение и гордость – сумел распознать ценного работника. А с нынешним директором МЭЗа Сергеем Баханкевичем и председателем профкома, ведущим инженером по охране труда Натальей Радченко мы встретились у Шестаковых по особенно приятному поводу. В честь юбилея (1 февраля Георгию Николаевичу исполнилось 80 лет) концерн «Белгоспищепром» наградил его Почетной грамотой за значительный личный вклад в развитие масложировой отрасли в республике. 

Кстати, мама Натальи Александровны училась вместе с супругами Шестаковыми в институте, и Георгий Николаевич, будучи директором, 29 лет назад принимал девушку на работу ученицей в лабораторию, так что ее карьера на заводе сложилась с его легкой руки. Говорят, ничто на земле не проходит бесследно. Судьба Георгия Шестакова тому доказательство. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Нина ПИСАРЕНКО. Фото автора