15 марта / «Витьбичи» /. В нашей семье бережно хранится книга «В прифронтовой полосе» с дарственной надписью автора, участника Великой Отечественной войны Александра Терентьева. Он написал: «Уважаемой Нине Егоровне и ее семье на память про мужа, отца, партизана бригады Алексея Данукалова Ивана Григорьевича Шадуйкиса».

Иван Шадуйкис с женой, дочерью, зятем и внуком.
Иван Григорьевич – мой прадедушка. Он умер задолго до моего рождения, но бабушка Тамара Ивановна часто рассказывает о своем отце, поэтому порой кажется, что я лично его знаю.
Родился и жил Иван Григорьевич на хуторе Царевщина Сенненского района. Сразу после школы женился на Нине Винсловой, с которой прошли все трудности военного времени и прожили долгую жизнь, трудную и счастливую. Их старшая дочь родилась в войну, а в послевоенные годы – еще шестеро детей, и прадедушка очень гордился большой семьей.
С 20 мая 1943 года по 14 июня 1944-го он находился в партизанской бригаде Алексея Данукалова, а конкретно: в 1-м отряде «Прогресс», где был политруком первой роты. Незадолго до освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, в мае 1944 года, был тяжело ранен в левое плечо и отправлен в Казань, в госпиталь. Позднее прадедушка был награжден медалью «За отвагу».
Бабушка рассказывает, что ее отец никогда не делился с детьми воспоминаниями о войне, – видимо, было трудно вспоминать то тяжелое время. А вот о хороших и веселых событиях из своей прошлой жизни рассказывал охотно, полагая, что детство должно быть радостным и беззаботным, и его не надо ничем омрачать. Вот почему получилось, что о боевом пути Ивана Григорьевича дети узнали в основном из книги «В прифронтовой полосе». Сам он, к сожалению, ее не увидел – умер, когда ему было всего 62 года. Но автор, комиссар бригады, разыскал семью партизана и подарил книгу его супруге.
Хочу предложить вашему вниманию один из многочисленных эпизодов, описываемых в книге, из которого понятно, что Иван Шадуйкис был мужественным, стойким и смелым человеком: «Бой в Бочейково мы сразу же услышали. По интенсивности стрельбы определили, что он разгорается все сильнее. Ближе к полудню прискакал дозор разведчиков, который вел наблюдение за чашникским немецким гарнизоном.
Около сотни гитлеровцев спешили на выручку своим, зажатым в Бочейково. Но не прошли. Как только заговорили пулеметы, партизаны открыли огонь из винтовок и автоматов. Я стрелял короткими очередями из автомата. Вдруг увидел, что справа от меня пополз кто-то. Еще мгновение – и, замахнувшись, он бросил гранату. Это один из партизан, Степан Жуков, подал пример. В немецкую колонну полетело еще несколько гранат.
Враг отступил. Но, оказалось, ненадолго. Вероятно, гитлеровцы перегруппировались и решили расправиться с нашей засадой. Теперь они рассредоточились и атаковали холм, где мы окопались…
– За мной! Вперед! – выскочил из окопа политрук 1-й роты комсомолец Иван Шадуйкис. Все побежали за ним. Поднялись в контратаку и партизаны 2-й роты, ведомые начальником штаба отряда. Противник не выдержал натиска и повернул назад, унося убитых и раненых…»
После войны прадедушка долгие годы работал председателем Студенковского сельского Совета депутатов. Он трудился с такой же решимостью и самоотдачей, как сражался в партизанах, словно доказывая, что настоящая сила проявляется не только в бою, но и в повседневном труде.
Дома прадедушка также был настоящим хозяином: умело вел хозяйство, находя время для работы в огороде и для семьи. Занимался пчеловодством и был рад, если дети проявляли интерес к его увлечению. Помогал соседям да и вообще всем, кто нуждался в помощи. Времена были непростые, и он прекрасно знал, как важно поддерживать друг друга. За доброту и порядочность Ивана Григорьевича в деревне уважали.
Своим детям старался прививать лучшие качества, и не только трудолюбие. Бабушка Тамара вспоминает, что он учил их быть отзывчивыми и справедливыми, и эти уроки помогли детям вырасти достойными людьми. Она бережно хранит память об Иване Григорьевиче.
Все внуки и правнуки также знают о боевых подвигах дедушки и прадедушки, гордятся им. Каждый год на День Победы мы участвуем в шествии Бессмертного полка, несем портрет родного человека и как будто чувствуем с ним связь. С одной стороны, таким образом благодарим его за счастливую жизнь, с другой – как будто слышим наказ беречь мир.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.