Крупное ДТП, произошедшее недавно на перекрестке возле площади Свободы, вызвало большой общественный резонанс.
Напомним, что здесь столкнулись автомобиль Volvo и микроавтобус Mercedes. Водитель Volvo двигался вниз по улице Ленина и поворачивал налево, на проспект Фрунзе, Mercedes ехал прямо по той же улице, но с противоположной стороны. В результате аварии пострадали четыре пешехода. Все получили травмы и были госпитализированы. Кроме этого, при столкновении была задета и повреждена припаркованная на стоянке машина Geely. На месте ДТП работали госавтоинспекторы во главе с начальником ГАИ УВД облисполкома Владимиром Назарко. Несмотря на то, что разбирательство по этому делу еще идет, корректировки в режим движения на одном из самых крупных перекрестков города внесены оперативно. Мы попытались узнать у специалистов о последних изменениях, аварийных местах и в целом насколько грамотно организовано дорожное движение в областном центре.
Новые правила
— Уже на следующий день после аварии водители ехали здесь по новым правилам, — рассказал временно исполняющий обязанности начальника межрайонного отдела организации дорожного движения областной Госавтоинспекции Виктор Косенков. — Был полностью изменен режим работы светофоров. Раньше поток машин по улице Ленина шел одновременно и со стороны ратуши, и от областной библиотеки. Те, кто поворачивал при этом налево на проспект Фрунзе, должны были пропустить встречные автомобили и лишь потом совершить маневр. Такой вариант движения разрабатывали с учетом обеспечения здесь так называемой зеленой волны. Сегодня никаких пересечений автомобилей на этом перекрестке нет. Все едут по очереди. К примеру, сначала зеленый загорается для тех, кто двигается от библиотеки в любом направлении, затем разрешающий сигнал срабатывает для противоположного потока.
В течение дня сотрудники ГАИ вместе с инженерами института «Витебскгражданпроект» вносили корректировки в координацию дорожного движения на этом участке. Проект, как и положено, создавался согласно СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», Руководству по регулированию дорожного движения в городах и требованиям
безопасности дорожного движения.
— Это достаточно сложный процесс, — пояснил ведущий инженер-проектировщик архитектурно-планировочной мастерской УП «Институт Витебскгражданпроект» Виктор Псиков. — Построить идеальный график координации дорожного движения, сидя в кабинете, невозможно. Недочеты тут же всплывают непосредственно на дороге. Поэтому временная пробка, возникшая утром в первый день запуска новой схемы, процесс вполне естественный. Нам необходимо было учесть интенсивность движения, накопление машин перед перекрестком со всех направлений и в соответствии с этим отрегулировать необходимое время работы разрешающего сигнала светофора. Сегодня здесь спокойное, упорядоченное движение, нет заторов. Кроме этого, на одном из светофорных объектов появилась дополнительная стрелка, разрешающая поворот направо, на проспект Фрунзе. Она позволила еще больше увеличить время работы зеленого сигнала — вместо 24 секунд и еще 3 «мигающих» теперь разрешающий в этом направлении горит 43 и 3 соответственно.
Аварийные точки
Несмотря на то, что это уже не первое ДТП на перекрестке возле площади Свободы, участок не является так называемым аварийным местом. На сегодняшний день на контроле в межрайонном отделе организации дорожного движения ГАИ УВД облисполкома три аварийные точки.
— Каждые полгода мы проводим топографически-инженерный анализ и выявляем очаги аварийности в городе, — рассказал Виктор Косенков. — Если в течение нескольких лет в одном и том же месте происходят ДТП, его ставят на контроль. Сегодня одним из проблемных участков в Витебске считается нерегулируемый пешеходный переход на проспекте Фрунзе, 88 (между улицами Терешковой и Берестеня). В 2016 году здесь произошло 3 ДТП. В результате наездов на пешеходов 3 человека получили ранения, один погиб. Естественно, были внесены изменения в организацию дорожного движения: установлены дополнительные щиты, дорожные знаки, информирующие о том, что здесь расположен пешеходный переход и это место считается аварийно опасным. Причем изображения на знаках выполнены на оранжевой алмазной пленке с повышенной степенью отражаемости. Кроме этого, по всему проспекту проводится замена уличного освещения: вместо ламп накаливания монтируют светодиодные. Это значительно увеличит уровень видимости, а значит и безопасности людей. Если в течение двух лет на этом пешеходном переходе не произойдет ни одного ДТП, мы снимем его с контроля.
Еще одно место концентрации аварий в Витебске — участок в районе домов №№63 — 65 по улице М. Горького. Здесь на нерегулируемом пешеходном переходе у трамвайной остановки в 2016 году произошло 2 ДТП, были травмированы 6 человек. На этом месте также появились дорожные знаки с алмазной пленкой.
Несколько аварий в год произошло и на проспекте Черняховского. В результате возле площади Победы и недалеко от магазина «Веста» установили два светофорных объекта, ликвидировав очаг аварийности.
Надежные светофоры...
По словам сотрудников ГАИ, светофор — самый надежный элемент в обеспечении безопасного дорожного движения, он позволяет существенно снизить аварийность. Всего в городе около 110 таких объектов. Устанавливает и обслуживает их специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (СМЭП). На базе предприятия действует ЦУП — пульт, автоматизирующий работу светофоров в областном центре, при необходимости корректирующий ее и сигнализирующий о поломках оборудования.
— Каждый год городской бюджет выделяет средства на установку светофоров. В среднем на один уходит более 50 тысяч рублей. Недавно такие объекты появились в микрорайоне Билево на пересечении улиц Баграмяна и Актеров Еременко, на улице М. Горького возле второй городской поликлиники, на проспекте Фрунзе возле больницы скорой медицинской помощи, на улице Ленинградской в районе Полоцкого рынка, — продолжил Виктор Владимирович.
Менее затратный, но также эффективный способ снижения аварийности на дорогах — укладка искусственных неровностей, которые вынуждают водителей снизить скорость. В Витебске около 300 так называемых лежачих полицейских. Места их установки порой и по просьбам жителей утверждают сотрудники ГАИ. Укладкой же занимаются коммунальные службы.
— Мы за появление «лежачих полицейских» там, где это рационально и не запрещено, — говорит Виктор Косенков. — Ведь даже при всем нашем желании искусственная неровность запрещена на крутых спусках, подъемах, на опасных поворотах.
Правильная парковка
Проблемным в организации дорожного движения в городе так и остается вопрос с парковками. Несмотря на то, что жители и гости Витебска стали чаще пользоваться услугами паркингов и платных стоянок, нарушений правил остановки и стоянки предостаточно. Во дворах, на зеленых зонах, вдоль проезжих частей — всюду машины.
— Конечно, все это создает препятствия и для движения общественного транспорта, служебной техники, вызывает недовольство горожан, — говорит сотрудник ГАИ. — Несколько лет назад мы запретили остановку и стоянку транспортных средств вдоль Московского проспекта. Ситуация значительно улучшилась. Та же картина и на проспекте Фрунзе, на отрезке от площади Свободы до пересечения с проспектом Людникова, на некоторых участках улицы Ленина. Правда, сложившаяся застройка не позволяет запретить парковку на протяжении всей этой улицы — здесь расположено много социально значимых объектов. Оставить свое авто можно вдоль проезжей части в районе Белинвестбанка и напротив него, чуть выше — у банка БелВЭБ. Если водители правильно паркуют автомобили, никаких препятствий для безопасного дорожного движения они не создают. В противном случае приходится привлекать к ответственности. За нарушение правил остановки и стоянки предусмотрен штраф в размере одной базовой величины (23 рубля).
...И «зеленые волны»
Движение на городских магистралях сопряжено с частой остановкой на перекрестках, где работа светофоров не координируется.
Большое значение в рациональной организации дорожного движения сегодня имеет так называемая зеленая волна (согласованное переключение сигналов светофоров на смежных перекрестках так, чтобы водитель, подъезжая к очередному, видел перед собой зеленый сигнал). Опыт показал, что ее использование на магистралях более чем на 30 процентов повышает среднюю скорость движения, примерно на столько же снижаются задержки транспортных средств у перекрестков и на 20 процентов уменьшается количество наездов на пешеходов. Кроме этого, отсутствие частой смены чередующихся разгонов и торможений уменьшает расход топлива, препятствует износу автомобиля.
Разработкой «зеленой волны», как и созданием плана установки дорожных знаков, ограждений, нанесения дорожной разметки, также занимается архитектурно-планировочная мастерская Витебскгражданпроекта.
— Мы делаем проект, ГАИ его утверждает, СМЭП реализует, — рассказал Виктор Псиков. — Сегодня в Витебске несколько «зеленых волн». В систему включены проспекты Московский и Строителей, Черняховского, улицы Воинов-интернационалистов, П. Бровки, Ленина, Зеленогурская… Сейчас прорабатывается схема и на улице Кирова, проспекте Фрунзе. Как правило, чтобы попасть на разрешающий сигнал светофоров, водителям необходимо двигаться со скоростью 60 километров в час. Ближе к центру города — 50 — 55.
С наступлением весны хлопот как обычно прибавилось у сотрудников СМЭП. Предприятие обслуживает около 40 тысяч дорожных знаков. Некоторые, как правило, нуждаются в реставрации. Необходимо обновить и разметку. А это тысячи квадратных метров.
Одним словом, организация дорожного движения — это ежедневный кропотливый труд людей, главная цель которых — не допустить трагедий.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.