10 декабря /«Витьбичи»/ Вера Мурашкина/. Любой гражданин нашей страны, юридические лица Республики Беларусь, а также находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства, руководствуясь статьей 3 Закона от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных и устных обращений. Электронные обращения с 1 января 2023 года необходимо направлять только через систему обращения.бел.
Как она функционирует и насколько жители областного центра освоили этот ресурс, узнали у начальника отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Витебского горисполкома Ирины Ерёменко.
– Ирина Евгеньевна, расскажите, как получить доступ к системе обращения.бел?
– Этой системой может воспользоваться каждый гражданин, желающий направить обращение в любую госорганизацию республики, независимо от ее местоположения и пребывания самого заявителя. Для этого нужно зарегистрироваться на данном сайте, заполнив запрашиваемые сведения. Идентификация проходит единожды, в системе обращений создается личный кабинет заявителя, которым путем введения логина и пароля он может впоследствии пользоваться. Регистрация позволяет избегать ситуаций с указанием недостоверных данных при подаче электронного обращения. Ответ (уведомление) гражданин получит также в электронном виде в личном кабинете, если только он не попросил выслать его обычным почтовым отправлением.
Все это очень удобно, экономит время и ресурсы, как заявителя, так и государства. Обращение можно направить с компьютера, с телефона, не выходя из дома. Человеку при этом не нужно искать адреса необходимых организаций, ряд полей заполняется при помощи справочников путем выбора подходящих значений, что значительно упрощает процедуру. В личном кабинете заявитель может проследить ход рассмотрения его обращения. Сроки рассмотрения электронных обращений – от 15 календарных дней до месяца, как и предусмотрено законодательством.
Если электронное обращение подает представитель заявителя, нужно прикрепить подтверждающий полномочия документ в электронном виде.
– Есть ли требования к составлению самого обращения?
– Требования к обращениям регламентированы статьей 12 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Текст должен быть на белорусском или русском языке, не содержать нецензурных либо оскорбительных слов и выражений, суть обращения должна быть понятна.
Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу, если не соответствует требованиям законодательства.
При работе в данной системе нужно учитывать ряд нюансов. Предназначена она только для подачи обращений, рассматриваемых в соответствии с Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц». Если вопрос подлежит рассмотрению в рамках административного процесса, гражданского, уголовно-процессуального и иного законодательства, обращения работника к нанимателю, то ответ через обращения.бел направляться не будет. Нельзя направить через систему обращений свои претензии в адрес индивидуальных предпринимателей, поскольку на этом сервисе аккредитованы только юридические лица государственной формы собственности. К ИП следует обращаться путем внесения записей в книгу замечаний и предложений.
Гражданин при направлении обращения выбирает из списка организацию, в которую хочет подать обращение. Если оно направлено не по компетенции, то в течение пяти рабочих дней заявителю будут даны разъяснения о том, куда следует обратиться, либо сразу будет перенаправлено в другую инстанцию с уведомлением заявителя через личный кабинет.
По законодательству обращения граждан, независимо от того, в какой госорган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных органах власти, подчиненных им организациях, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли изложенные в обращениях вопросы. А уже обжаловать ответ местного органа на обращение можно и в вышестоящую инстанцию. Эти требования законодательства позволяют более рационально использовать государственные ресурсы при рассмотрении обращений.
– Ирина Евгеньевна, насколько активно пользуются возможностями электронной системы витебчане?
- С каждым месяцем население осваивает ее все больше. Количество электронных обращений в 2024 году по сравнению с 2023 выросло на треть. За девять месяцев прошлого года в Витебский горисполком их поступило 710, а за аналогичный период года текущего –1037.
С запуском ресурса обращения.бел удобнее стало и гражданам, и государственным служащим, работающим с обращениями. Вышестоящие органы в режиме онлайн могут оценить, как рассмотрели то или иное обращение подчиненные организации. В этом и была суть нововведения в век цифровизации: продолжить дебюрократизацию госаппарата и повысить качество обеспечения жизнедеятельности населения.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.