Четкие грани, правильная форма, аккуратные фаски, а главное, завораживающий звук, как у хрусталя, — тоньк, тоньк! Это значит, что кирпич получился хороший. Более 70 лет витебское ОАО «Керамика» не перестает удивлять взыскательного клиента высоким качеством продукции. Вот и сегодня завод готовится к судьбоносным переменам — так надо, чтобы сохранить лидерские позиции на динамичном рынке строительных материалов.
В печи для обжига кирпича темно, сухо и по-своему уютно. По рельсам, как по сосудам, она без остановок прокачивает через себя продукт: на входе сырые заготовки, с другого конца — пахнущий теплом румяный кирпич. Печь — сердце кирпичного завода, от ее «самочувствия» зависит многое в производственном процессе.
На «Керамике» их две, обе возведены в конце 70-х годов прошлого века. Обновление оборудования, совершенствование процессов — предмет постоянной заботы коллектива. Но технологии шагают семимильно, ситуация на рынке меняется чуть ли не ежедневно. Чтобы выдержать темп, без кардинальных изменений не обойтись.
— Сегодня нужны печи с новыми теплотехническими характеристиками сводов, стен, чтобы сократить расход газа на обжиг и, соответственно, повысить ценовую конкурентоспособность нашей продукции. Поэтому готовимся к модернизации, а по сути, к возведению новых печей, — поясняет генеральный директор «Керамики» Петр Прижитомский. — Это сложнейшая инжиниринговая задача, требующая неординарных подходов и нестандартных решений. Работу предстоит провести в два этапа с недлительной паузой между ними, каждый в максимально короткие сроки, оптимально за 4–6 месяцев. Ведь на это время потребуется гасить печи — сначала одну, потом другую, а пережить на одной печи более длительную остановку будет практически невозможно.
Так что аналогии с хирургическим вмешательством на сердце выглядят вполне уместными. Как и операция, предстоящая модернизация требует скрупулезной подготовки и концентрации ресурсов. К непростому периоду в производственной биографии предприятие подходит в хорошей форме: сырьевые вопросы решены, операционные процессы выстроены, финансовые показатели устойчивые, долговая нагрузка отсутствует.
Карьерный ресурс
Первое упоминание о кирпичных заводах на территории Витебска относится к началу XIX века. Они создавались по элементарному принципу доступности сырья: много глины.
И не простой, а красной. Благодаря этому продукция «Керамики», помимо прочности, имеет насыщенный натуральный красный цвет, причем без добавок и органических компонентов.
Сегодня «Керамика» завершила документальное оформление отвода очередного глиняного карьера, куда перейдет добыча в ближайшие месяцы.
— В действующем карьере глина заканчивается, поэтому еще несколько лет назад мы запустили процесс отвода нового участка. Там запасов хватит минимум лет на 20. Так что один из стратегических вопросов успешно решен, — констатирует Петр Прижитомский.
Второй важнейший компонент — песок, причем он должен быть определенного зернового состава и обязательно без известковых включений (они после обжига поглощают влагу, что ухудшает качество). Поставки песка завод диверсифицировал: часть приобретает у РУП «Витебскречтранс», частично потребности удовлетворяет за счет собственного карьера, где недавно приступил к разработке очередного слоя качественного сырья без суглинка.
Финансовый задел
В среднем за год «Керамика» производит около 30 миллионов штук кирпича. Продукцию под брендом «Витебский кирпич» хорошо знают в Беларуси, но большая часть объема отгружается на экспорт. Основной внешний рынок сбыта — Россия.
Осознавая необходимость коренной технологической перестройки, предприятие, по сути, все последние годы разбиралось с завалами, пополняло оборотку, накапливало ресурсы. Все было подчинено одной цели — предстоящему обновлению главного актива. По предварительным оценкам, стоимость модернизации только одной печи может составить до 6 миллионов рублей.
— По итогам 2022 года получили чистую прибыль 2 миллиона, причем последние годы неизменно добивались положительной динамики по этому показателю. Рентабельность продаж сложилась на уровне около 24 процентов. Так что в финансовом плане обеспечили устойчивость предприятия, — с удовлетворением отмечает заместитель генерального директора по экономическим вопросам Алла Кузменкова. — Производство самодостаточное, удается обходиться без привлечения кредитных ресурсов. Работаем без долгов по налогам и по зарплате, вовремя рассчитываемся за энергоресурсы, что для нас критически важно.
Она пояснила, что в себестоимости продукции на долю газа приходится около 50 процентов. Это красноречиво говорит о значимости проекта, предынвестиционная работа по которому уже началась.
— Если в результате добьемся снижения энергопотребления хотя бы процентов на 20, то уже получим серьезный эффект. В конечном итоге это позитивно скажется на экономическом самочувствии предприятия, а значит, и на финансовом благополучии наших работников, — уверена Алла Дмитриевна.
К слову, в 2022 году средняя зарплата на «Керамике» превысила 1,2 тысячи рублей, а нынче она вышла на уровень 1,3 тысячи. В дополнение к этому здесь сохранился весомый социальный пакет по коллективному договору, есть общежитие.
Маркетинговая сеть
Благодаря великолепным техническим характеристикам и отличительным эстетическим свойствам изделия «Керамики» дали новую жизнь многим историческим и культурным памятникам на постсоветском пространстве. Витебский кирпич заложен в мемориале, воздвигнутом к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе , храме Христа Спасителя в Москве, храме Святых Апостолов Петра и Павла в Подмосковье, комплексе «Прохоровское поле» (Белгородская область). На ключевом для предприятия российском направлении его продукцию знают на крайнем севере и в южных регионах, от запада до Забайкалья. Изделия из Витебска имеют хорошую репутацию и среди строителей, и в профессиональном сообществе печников.
Но сегодня на рынке происходят тектонические перемены, а, пожалуй, единственным стабильным фактором являются постоянные изменения. В таких условиях приходится снова и снова доказывать свою состоятельность, чтобы удерживать многолетних партнеров и привлекать новых клиентов.
— Для этого максимально задействуются инструменты интернет-маркетинга, SEO — оптимизация корпоративного сайта vkeram.by, контекстная реклама в особо приоритетных и перспективных районах РБ и РФ, СММ, — продвижение в социальных сетях. Маркетинговая и сбытовая политики постоянно корректируются с учетом реальной ситуации на рынках и текущих приоритетов предприятия, — рассказала заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и сбыту Татьяна Гаврилова.
Для расширения рынков сбыта и изучения новых направлений используются традиционные маркетинговые инструменты в виде крупнейших специализированных выставок и профессиональных форумов, постоянным участником которых «Керамика» является. Ведется поиск потенциальных клиентов не только в Беларуси и России, но в регионах Казахстана, Молдовы, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. На данный момент общее количество таких наработанных контактов превышает 11 тысяч, потенциальные клиенты регулярно получают рассылку коммерческих и акционных предложений. Кроме того, поддерживаются в актуальном состоянии базы действующих партнеров, взаимодействие с которыми постоянно анализируется, добавляет Татьяна Гаврилова.
Безусловно, помогают выдерживать конкуренцию и новые виды продукции. В числе последних новинок — фигурные кирпичи для кладки декоративных элементов печей, каминов и комплексов барбекю. А в этом сезоне на рынок выводится кирпич miniBrick: благодаря своей уникальной форме изделие открывает большие возможности для оформления фасадов и интерьеров, в том числе может применяться для кладки архитектурных изысков, например эркеров. Благодаря использованию miniBrick отпадает необходимость резать кирпич и делать швы на углах, можно аккуратно спрятать уголки над и под окнами. В работе с новыми направлениями производитель всегда стремиться следовать трендам, за которые покупатели голосуют кошельком.
УНП 300000303
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.