В детстве я очень боялась, что вновь начнется война. Точнее, была в этом абсолютно уверена. Как и в том, что не выдержу пыток и выдам все военные тайны (кому ж еще, как не мне, их знать). Частенько перед сном обдумывала, что буду делать, когда придут враги.
Это был настоящий страх. Жуткий. До мурашек. Но, несмотря ни на что, я вновь и вновь брала в руки зачитанную до дыр книжку с красной обложкой и погружалась в истории о героических подвигах пионеров и комсомольцев. Будто можно было напитаться силой духа и стойкостью ребят, позаимствовать их мужества и невероятной смелости.
А рядом был дедушка, мой любимый дедушка Петя. С орденом и настоящей фронтовой биографией. Только о войне я от него не слышала ни слова. Никогда. Даже после ста граммов. Он страстно разводил помидоры, играл на гармошке и баловал нас, внуков, заварными пирожными с кремом. Был добрый и невероятно интеллигентный. Ну, какая война?..
И бабушке Шуре, его жене, тоже было как-то не до воспоминаний. Она сухари сушила. Все говорила, что, мол, хлеб остается, а выбросить – рука не поднимается. Периодически приходилось загружать под завязку зятев «запорожец» и перевозить «излишки» на корм поросятам. А потом все начиналась заново. Она старательно, ровными рядами выкладывала на печке кусочки хлеба и батона, некоторое время хранила сухари в специально пошитых для этого мешках, и снова отправляла «подарок» хозяйственным родственникам.
Конечно, сегодня я понимаю, чего боялась моя бабушка. К чему она всю жизнь готовилась.
– Таня, береги каждую тряпочку, ничего не выбрасывай, в жизни все может пригодиться. Ведь никогда не знаешь, что завтра случится, – наставляла она мою маму.
Нас ведь только недавно научили, что от ненужного обязательно стоит избавляться, что все это плохая энергетика, которая мешает разбогатеть, развиваться и даже быть счастливым. Но я почти уверена, что и сегодня, будь моя бабуля жива, она бы сушила эти сухари и экономила каждую копейку.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.