Узнают ли пчелы хозяина в лицо, какой мед самый вкусный и как его правильно проверять? Спросили у пчеловода со стажем

logo
Четверг, 11.08.2022 13:55 | Рубрика: Общество
0803

Мед должен быть в каждом доме, хотя бы как потенциальное лекарство. А лучше для профилактики — ежедневно вместо сахара. Это твердое убеждение пчеловода с большим стажем витебчанина Михаила Канцевича.

В его рационе пчелопродукты занимают особенное место. Надо взбодриться, зарядиться энергией, за завтраком — чайная ложка перги. Это прессованная цветочная пыльца, которой сами пчелы кормят в семье молодняк, чтоб крепнул и быстро рос. Хочешь полакомиться и обрести добродушие — выпей чаю (не горячий: высокая температура разрушает полезные вещества!) с медом.

— Мой мед — белорусский, конечно, из разнотравья, — это его главное достоинство, — поясняет Михаил. — Но поскольку я использую небольшие рамки в магазинах (так называют часть пчелиного домика для сбора пчелами меда), предполагаю, что этот — майский, другой — липовый, третий — акациевый, четвертый — рапсовый. Каждый имеет свои особенности, которые я, как и другие любители меда, различаю по аромату и вкусу.

Обыватели часто заблуждаются по поводу натуральности меда, ориентируясь на его цвет, засахаренность или тягучесть. Чаще недолюбливают закристаллизованный. Но кристаллизация меда — показатель натуральности продукта. Весь хороший зрелый мед должен кристаллизоваться. Особенно быстро, в течение 2–3 недель процесс происходит с рапсовым продуктом. Но как раз он показан медиками к употреблению людям с сердечно­сосудистыми заболеваниями.

Самый «долгоиграющий» по кристаллизации, в течение 2­6 месяцев, — акациевый, каштановый, липовый мед.

Самое неприятное — приобрести разогретый или незрелый продукт. Распознать его на глаз, понюхав и даже попробовав, невозможно. О нечестных манипуляциях с ним вы узнаете только по прошествии времени. Незрелый мед забродит, приобретет неприятный запах и станет непригодным к употреблению. С разогретым история сложнее: он не потеряет вкусовых качеств, будет сладким, практически не застынет, но будет абсолютно бесполезным, так как при нагревании меда свыше 40 градусов в нем разрушаются все ценные вещества, витамины и минералы.

Случается, однако, что по неизвестным пчеловодам причинам качественный мед, хранящийся в герметичной таре в теплом темном месте (по правилам!) становится всего лишь карамельным, с крупинками, но сохраняет определенную тягучесть, не застывает натвердо. Ах, эти пчелы! В строгом секрете держат, где берут такой особенный нектар. А чтобы не промахнуться, приобретайте мед у проверенных пчеловодов, они дорожат деловой репутацией и не станут обманывать покупателей.

Пчелиное царство, а иначе и не назовешь, пахнет раем, сладостью, достатком. Потому что от Бога, от соловецких пчел, их пасечников Савватия и Зосимы, идет к человеку благость их чудодейственного продукта.

Пчелиному продукту посвящен и самый «сладкий» из всех праздников — Медовый Спас. В народной традиции в этот день, 14 августа, принято приносить мед, дар Божий, для освящения в храм и угощать им — не просто лакомством, а воплощением Божьей благодати, милости к нам — даже незнакомых людей.

Но вернемся к самим пчелам. В улье господствует коллективный мозг. Главная в нем — царица, или пчеломатка, у которой, единственной в семье, главная функция — размножаться за все семейство, сеять яйца. Она никогда не кусает человека, своим острым жалом без зазубрин борется, порой до смерти, только с маткой­соперницей. Пчелы летом, когда она работает, кормят ее пергой с медом и маточным молочком, открывающим невероятные возможности к плодовитости, а потому особенно ценимым женщинами, желающими зачать дитя. Трутни — толстые и добродушные, наверное, оттого, что вдоволь отъедаются медом. У них даже жало отсутствует от природы. Их, исполняя детскую мечту, можно вместо шмеля подержать в кулачке, «приручить». Чего не скажешь о рабочих пчелах. Вот эти, живущие до 40 дней, — особенно охранники — укусят в два счета! Кстати, легенда о том, что пчела, несущая мед, не кусает, имеет под собой почву: пчела физиологически с наполненным нек­таром зобиком не может изогнуться для укуса.

Пчелы Михаила — как бы фантастически это ни звучало — не агрессивные в отношении человека. Это зависит от породы бакфаст и карника, за их чистотой пасечник ревностно следит. Как и за порядком в своем хозяйстве. В доме определенные пространства отведены для добывания пчелопродуктов. Многое пасечник сделал или усовершенствовал своими руками, например, дымарь, воскотопку, а из барабана от стиральной машины смастерил замечательное приспособление для выбивания из сот перги…

— Все поколения семьи Канцевичей, жившей на Могилевщине, держали пчел, кроме одного, которому помешала война, — рассказывает Михаил. — Во мне страсть к пчеловодству дремала до тех пор, пока не попробовал походить у ульев, познакомиться с устройством пчелосемьи. И тут будто инстинкт проснулся, пчелы стали неотъемлемой частью и любовью всей моей жизни.

За 10 лет до назначения пенсии, наработав нужный стаж, тогда сварщик торгового предприятия «Веста» Михаил Канцевич оставил работу и поселился на пасеке. Тот, кто полагает, будто основная задача пчеловода — откачка меда, глубоко заблуждается. Конечно, это важная и большая часть работы, но занят настоящий хозяин круглый год. Его забота — подготовка инвентаря, обеспечение пчел достойным жильем, магазинами, расплодными и медовыми рамками, растениями­медоносами, питанием на зиму, защита полосатых тружениц от болезней и вредителей, перетопка воска, реализация меда. А еще Михаил изготавливает такое уникальное лакомство, как крем­-мед…

Надо сказать, пчеловод с многолетним стажем прошел разные пути, порой методом проб и ошибок. Сейчас использует в работе передовые методы, например, под контролем выводит и меняет маток, при этом пользуется специальным календарем и аккуратно ведет журнал. Рядом с каждым из более чем 60­-ти ульев находится домик с пчелиным отводком, что позволяет своевременно обновлять и усиливать семьи. Как уже упоминалось выше, породистые пчелы не кусачие, кроме того, они не склонны к роению. В группе «Пчеловоды Шумилинщины» пасечники делятся своими наблюдениями, спрашивают совета — и получают его от многих товарищей по увлечению.

На вопрос, когда же и как мужчина отдыхает, он не задумываясь ответил:

— Да здесь же всегда и отдыхаю. Когда занимаешься любимым делом, оно не в тягость. Результаты моего труда видимы, ощутимы. Ежедневно я испытываю удовлетворение и даже радость от единения с природой, причастности к миру вечных тружениц­пчелок. Главное, чему они меня научили, — никогда не сдаваться, не бояться начинать сначала, снова и снова, браться за работу засучив рукава, без боязни усталости. Наш беспрерывный труд тяжкий, но плод его — чудодейственный мед — сладок.


© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЯКОВЛЕВА. Фото автора.