«Было два астероида, а не один!» Витебский астроном Виталий Невский, открывший астероид, названый именем нашего города, рассказал, как это случилось

Четверг, 23.06.2022 15:30 | Рубрика: Общество

Для людей, интересующихся не только глубокой историей, но и днем сегодняшним нашего древнего города, имя Виталия Невского должно быть хорошо знакомо, ведь благодаря нашему земляку в звездном мире был открыт новый астероид.

На основании решения Комитета по наименованию малых планет Международного Астрономического Сою­за малая планета, зарегистрированная в Международном каталоге под № 264061 и имеющая предварительное обозначение 2009SY100, получила имя «Витебск» в честь нашего города. Поистине звездный подарок преподнес белорусский астроном областной столице, в 2014 году праздновавшей 1040-летний день рождения!

На самом деле Виталий Невский открыл астероид намного раньше — 23 сентября 2009 года — при помощи удаленного доступа к 36-сантиметровому телескопу в полностью автоматизированной обсерватории Тзек Маун в Мэйхилле (США). В расположенной на горном плато на высоте 2200 метров над уровнем моря обсерватории зарегистрированные пользователи могут проводить наблюдения за звездным небом при помощи компьютера, подключенного к интернету.

И, кстати, открыл в том году Виталий Невский не один астероид, а два! Один он назвал в честь своего учителя Владимира Голубева, а второму подарил имя родного города. Но как открыть, так и зарегистрировать новое космическое тело, получить его официальное «признание» — путь непростой и срок не такой уж быстрый. Вот уж воистину, к звездам — через тернии!

И вот со дня открытия прошло 13 лет. Город сегодня празднует 1048-й день рождения. Как же поживают и наша планета Витебск, и ее «родитель» Виталий Невский? Связаться с астрономом оказалось непросто — только через социальные сети, а также с помощью все того же первого его учителя Владимира Голубева. Дело в том, что Виталий Невский — гражданин Беларуси (в Витебске его дом, семья) — уже много лет живет в режиме вахтового метода. Долгое время в родной Витебск он наездами возвращался с Северного Кавказа, из Грузии, где работал инженером-наблюдателем в Российском астрономическом научном центре. Этот центр в основном занимался безопасностью в околоземном космическом пространстве, в поле зрения и наблюдения специалистов как искусственные спутники Земли, так и кометы, астероиды нашей Солнечной системы. Пригласили туда работать Виталия Невского неслучайно: на момент трудоустройства у него уже был пятилетний опыт работы в астрометрии и фотометрии подобного класса объектов на своей личной обсерватории под Витебском. Сейчас он находится на Дальнем Востоке, куда его пригласил Роскосмос возводить новую обсерваторию — как раз недалеко от той, где в свое время молодым ученым-астрономом начинал свой «звездный» путь и проработал 10 лет его учитель Владимир Голубев!

— К слову, именно на Дальнем Востоке, где из 365 дней в году порядка 290 или даже 300 стоят ясные ночи, удобно возводить обсерватории, — пояснил Владимир Александрович, с которым мы встретились, когда готовился этот материал. — В Беларуси почему трудно наблюдать звездное небо? Потому что у нас большая влажность. Мы — «низина», потому в Беларуси нет и академической обсерватории.

И все-таки только благодаря Виталию Невскому наша страна вырвалась вперед по открытиям астероидов, комет, сверхновых звезд. Я считаю, он — наше нацио­нальное достояние и, простите за тавтологию, достоин высоких почестей.

Виталию Невскому сегодня 48 лет, на его счету сотни публикаций, открытые малые планеты и ни одной регалии! Он человек просто потрясающей скромности. Недавно российские телевизионщики сделали о нем получасовой фильм, снятый во время очередного краткосрочного приезда астронома в Витебск. Снимали в окрестностях города — в той самой деревне Заходники, где первый белорусский открыватель астероидов и сверхновой звезды Виталий Невский построил первую в Беларуси частную обсерваторию. И ей в этом году исполняется 30 лет.

— Астрономией я увлекся еще в школе в 1989 году, через год познакомился с Владимиром Александровичем Голубевым, ходил заниматься к нему в кружок астрономии на станцию юных техников, которая находилась в конце проспекта Фрунзе, — рассказал Виталий Сергеевич. — Во многом благодаря учителю интерес к астрономии у меня перешел на новый уровень.

Загорелся этой романтической наукой в 15, а когда Виталию было 17 лет, с отцом начали строить обсерваторию, принеся в жертву дачные сотки. И ведь самое удивительное, что происходило все это в самые лихие, в 90-е годы. Но что же делать, если юность пришлась именно на то время! Собирали обсерваторию из подручных материа­лов, за это время Виталий освоил много строительных специальностей, пришлось быть и столяром, и плотником, и логистиком, чтобы организовывать и осуществлять перевозку деревянных и металлических фрагментов, а затем все монтировать. На это ушел год, проб­лем было много. Например, купол пришлось сначала сварить, а потом разрезать, потому что эту махину никаким образом невозможно было в таком виде доставить до деревни: купол имел диаметр 5 метров, башня с таким же диаметром — высотой 6,5 метра.

— Владимир Александрович очень активно помогал и советом, и делом. Должен сказать, что оптика телескопа в моей обсерватории была также любезно предоставлена им в безвозмездное пользование, — подчеркивает Виталий Сергеевич.

Сегодня уже открыто более полумиллиона астероидов, порядка 17 тысяч астероидов в каталоге названы собственными именами. В Беларуси имеют астероиды, названные в их честь, только город-герой Минск, Брест и — благодаря нашему земляку Виталию Невскому — Витебск.

— Владимир Александрович, а какова вообще судьба астероидов? Что пророчит она нашему Витебску? — спросила я у президента астрономического клуба «Гелиос» на базе ВГУ имени П. М. Машерова.

— Это вечное космическое тело! До тех пор, пока не столкнется с чем-нибудь. Между орбитами Марса и Юпитера их множество, и они иногда между собой сталкиваются, разламываются и теряют свою первоначальную орбиту, иногда падают на Землю.

Но наш астероид Витебск движется по своей орбите, вокруг Солнца, целенаправленно и уверенно! А вообще, как считает Владимир Голубев, надо жить в гармонии с космосом. Что это значит? Никому не посылать зла, а только добро, любовь.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото из архива Виталия Невского