Театр кукол «Бродячая собачка» представил на «Славянском базаре» спектакль без слов по творчеству Тонино Гуэрры

logo
Среда, 19.07.2023 11:18 | Рубрика: Славянский Базар в Витебске
05569
В этом году в «Кукольном квартале», который за последние десять фестивальных лет полюбился в равной степени взрослым и малышам, давали представления театры из Санкт-Петербурга, Мурманска, Новосибирска, Перми, Мытищ Московской области.


«Бродячая собачка», театр из Санкт-Петербурга, – друг нашей «Лялькі», уже дважды была гостьей «Квартала» с постановками «Дюймовочка» и «Гадкий утенок» для детей. На этот раз гости привезли спектакль «Бабочка», наполненный поэтической силой Тонино Гуэрры.

В нем истины о любви, сострадании, любви, духовной стойкости рассказаны на языке художественных образов с потрясающей ясностью и для взрослых, и для подростков.

«Бабочка» рассказывает о войне.

Находясь под впечатлением от спектакля, похожего на сон, в котором картинки счастья и солнечной радости на мирной площади, где веселится сбежавший из цирка лев, сменяются другими – огромные черные крылья беды накрывают город, в птичьих клетках увозят в неизвестность кукол (это – люди!), не могла не встретиться с режиссером спектакля Альфиёй Абдулиной.

Фото Наталии Крупицы.
– Альфия, как органично то, что именно куклы «рассказывают» истории сказочника с душой поэта. Как родилась идея обратиться к творчеству Тонино Гуэрры?
– Это было предложение вдовы Тонино Гуэрры Лоры. Она смотрела наш детский спектакль на фестивале в Италии, в городе Пеннабилли, где писатель прожил последние 30 лет и был похоронен. Лора родом из Советского Союза, она хранительница наследия Гуэрры. Сценарист, поэт, художник, большая величина в итальянском кинематографе, он работал с Феллини, Антониони, Тарковским… Умер в 92 года, в 2012 году.

Мы были в доме Гуэрры, много общались с Лорой, а потом и переписывались. Я вдохновилась, выбор произведения был за мной. Остановилась на рассказах из «Семи тетрадей жизни», они гениальны. Спектакль «Бабочка» поставили к 100-летию Гуэрры. В 2020-м все мы праздновали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. И в «тетрадях» Гуэрры, который был узником фашистского концлагеря, я выбрала для постановки эпизоды о военном времени. Мне не хотелось делать сценические иллюстрации, скорее старалась передать эмоциональное состояние героев, акцент сделать на силе и красоте человеческой души, способной подняться над хаосом внешнего мира. Как бабочка…

Лора Гуэрра была у нас на премьере в Петербурге, она осталась довольна, что мы обратились к истокам в творчестве писателя.
– Спектакль без слов, только действие, музыка, но зритель понимает этот художественный язык, все философские смыслы повествования. Когда над сценой – «черным кабинетом», который вы использовали, наплывает темная фигура актера, веришь в то, что это самолет и видишь его ясно… Как у режиссера рождаются образы и идеи для их воплощения?




– Спектакли мои невербальные, я не люблю много текста на сцене. Что касается создания образов, вы же понимаете, это моя профессиональная работа. Когда я училась у Камы Гинкаса, он всегда говорил: «Наблюдайте за всем и за всеми всегда». Делаю это постоянно, копилка впечатлений – хорошее подспорье. Однажды я подсмотрела, как дети на улице играли в войну, и один мальчик расправил руки, изображая самолет.

Гуэрра вспоминал, что узников везли в товарных вагонах, они проезжали через Ульм в Германии, и виден был собор. Когда тень от креста ложилась на землю, то какой-то немец шел за ней, а она постоянно отдалялась. Путешествуя по Германии, поехала посмотреть Ульмский собор, специально дождалась заката, чтобы убедиться, действительно ли тень падает на дорогу. Так и есть. Вот и образ родился, поэтому есть сцена с собором, когда тень от креста плывет по стене театра. Для меня это было важно сделать. Беспомощные, искалеченные куклы в одной из сцен помещены в птичьи клетки. Использовала их как изображение вагонов. Идея пришла от рисунков Гуэрры, на которых постоянно присутствуют клетки для птиц.

В концлагере для сокамерников молодой Тонино сочинял и рассказывал истории. Они голодали, но просили вспомнить, как мама готовила спагетти. И это возвращало к свободной жизни, развлекало. Так появилась пантомима на эту тему.

– Кстати, очень занятный и даже отчасти веселый эпизод в спектакле, но почему-то стоял комок в горле… «Бабочка» отмечена наградами?
– Мы попали в лонг-лист Национальной премии «Золотая маска», художник спектакля Наташа Бурнос получила престижную театральную премию «Прорыв» и высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».

– В театре еще будут спектакли по книгам Гуэрры?
– К Тонино невозможно не возвращаться. К тому же я обещала Лоре Гуэрре сделать цикл постановок. Следующая будет по рассказу «Синий пёс», мы приступили к работе. Я уже пообещала художественному руководителю Белорусского театра «Лялька» Виктору Климчуку показать этот спектакль в Витебске в следующем году.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА.