Исполнилось 100 лет со дня рождения бывшего директора Витебской обувной фабрики «Красный Октябрь» Владимира Такса

logo
Четверг, 17.11.2022 10:24 | Рубрика: Год исторической памяти
01385

Исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Такса, бывшего директора Витебской обувной фабрики «Красный Октябрь», участника Великой Отечественной войны.

Известному обувному предприятию Владимир Такса отдал 37 лет трудовой деятельности. Вспомнить о человеке, который внес весомый вклад в послевоенное развитие легкой промышленности и города на Двине, предложила вдова фронтовика Лилия Рябинкина.

Владимир Михайлович Такса родился 11 ноября 1922 года в столице Украины. Его обучение в Киевском институте легкой промышленности прервала война.

В июле 1941 года юноша был призван в ряды Красной армии. Победу встретил в звании капитана, находясь в составе 160-го гвардейского зенитного артиллерийского полка 69-й армии 1-го Белорусского фронта.

Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После войны ему предлагали служить и дальше в армии, которой фронтовик отдал 6 лет, однако Владимир Михайлович остался верен избранной профессии. Продолжил обучение в Киевском институте легкой промышленности, окончил вуз и по распределению уехал в Витебск, где всю свою трудовую жизнь посвятил одному-единственному предприятию.

Всего три должности было у него: старший инженер технического отдела, главный инженер (с 1957-го по 1963 год) и директор фабрики «Красный Октябрь» (с января 1963-го до выхода на пенсию в марте 1986 года).

Это была эпоха гражданского энтузиазма, трудовой сплоченности, веры в завтрашний день, благодаря чему город возродился из пепла. Коллективы, ведомые самоотверженными людьми, были как одна семья. Все это в полной мере относится к рабочим, специалистам и руководству фабрики «Красный Октябрь».

В должности главного инженера, а затем директора Владимир Такса постоянно занимался социально-экономическим развитием своего предприятия. А это предполагало наращивание производственных мощностей, внедрение новой техники, технологий и материалов, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и быта работников.

Были, в частности, построены столовая, бытовой корпус с гардеробами, душевыми, медпунктом, двумя библиотеками, клуб, детские сады, пионерский лагерь «Березка», складские помещения, гаражи для автохозяйства, цех для столярных работ.

Руководство фабрики много внимания уделяло улучшению жилищных условий своих работников. Для привлечения молодых рабочих и специалистов было построено два общежития.

Высококвалифицированные кадры для фабрики готовило профессионально-техническое училище № 160 легкой промышленности по улице Гагарина (ныне государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности), а также учебно-курсовой комбинат предприятия.

Ежегодно модельеры и технологи фабрики представляли художественному совету около 300 образцов обуви. К 1985 году производственная мощность достигла 6 миллионов пар обуви в год, а численность работающих в то время составляла 4 тысячи человек.

«Красный Октябрь» стал одним из крупнейших предприятий легкой промышленности Советского Союза. Неоднократно фабрика завоевывала переходящее Красное Знамя в социалистическом соревновании БССР и СССР.

Неслучайно именно «Красный Октябрь» выбрала в 1989 году западногерманская фирма «Саламандер» для создания совместного предприятия: это позволял производственный потенциал, наработанный коллективом за годы руководства Владимира Такса.

Лилия Рябинкина сама отдала фабрике 40 лет трудовой деятельности. Довелось пережить Лилии Ивановне ужасы войны. Перед тем как приехать в Витебск, была воспитанницей детского дома в Бресте. На фабрике прошла путь от рядового работника до начальника цеха. Муж ее вспоминать о войне не любил. Но об одном эпизоде все-таки рассказал Лилии Ивановне. В одном из немецких городков, очищенных Красной армией от фашистов, Владимир Такса зашел в полуразрушенное здание и увидел рояль… под открытым небом: потолочное перекрытие отсутствовало. Владимир Михайлович смахнул с поверхности рояля куски битого кирпича и цементную пыль, поднял крышку и, зная, что находится в помещении один, начал играть — для себя, для души, истосковавшейся по обыкновенной мирной жизни. А когда закончил, вдруг обнаружил, что его слушали затаив дыхание многие бойцы и офицеры, которые незаметно для Владимира Михайловича заполнили помещение. Они дружно зааплодировали музыканту за подаренную им минуту соприкосновения с чем-то прекрасным, полузабытым и таким далеким от фронтовых будней. Владимир Михайлович смутился и молча вышел.

Он был скромным человекоми ответственным руководителем, который сплотил людей в единую фабричную семью.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ