Навести порядок в лесу. Как лесхозы Витебской области борются с последствиями стихии

logo
Пятница, 26.11.2021 17:24 | Рубрика: Экономика
02789

Шквалистые ветра в июне уходящего года, образно говоря, наломали дров и подкинули хлопот работникам лесного хозяйства Витебщины.

В гослесфонде области было уничтожено около 800 гектаров леса. В Шумилинском лесхозе — 309 гектаров, Городокском — 105, Россонском — 99, Бешенковичском — 85, Верхнедвинском — 56.

Пострадавшие делянки, как свидетельствует практика, являются потенциальными очагами массового размножения стволовых вредителей, представляют большую пожароопасность. Несвоевременная разработка поврежденных деревьев и вывоз заготовленных лесоматериалов приводят к обесцениванию древесины.

Казалось бы, почему не позволить населению заняться самозаготовкой дров на пострадавших участках, мол, все равно сломанное и вывернутое сгниет? На это существует ряд причин, первая и основная из которых касается соблюдения техники безопасности. Деревья были навалены вкривь и вкось, порой не падали, только опираясь на уцелевших «соседей» или зависнув под углом на грозящих вырваться из земли от малейшего напряжения корнях. Разработку таких делянок должны проводить специалисты — во избежание несчастных случаев. Зачем людям лишняя головная боль, когда дрова можно беспрепятственно приобрести, обратившись в ближайшее лесничество? Убрать древесину, извлекая из ее реализации максимальную для себя пользу, торопились лесхозы, ведь они растили эти леса. Работы по ликвидации последствий разгула стихии начали незамедлительно, привлекая многооперационную технику и вальщиков.


В Шумилинском лесхозе, например, оперативно приняли решение технику и людей перебросить на разработку пострадавших участков.

— На протяжении 4 месяцев в четырех лесничествах работали 26 вальщиков с бензомоторными пилами. Помощь оказывали 8 лесхозов области и 6 привлеченных лесозаготовительных предприятий, — рассказывает начальник отдела промышленного производства лесхоза Владимир Козлов. — Работа вальщиков была организована в одну смену, а многооперационной техники — в две.

В начале разработки лесосек на предприятии были задействованы 5 транспортеров­-погрузчиков форвардеров, до 10 машин лесных погрузочно-­транспортных МПТ­461.1, тракторы трелевочные «Беларус ТТР­401 (Л­82)» и сортиментовозы МАЗ. На пике разработки численность задействованных на лесосеках форвардеров и лесозаготовительных комбайнов харвестеров доходила до 10 единиц.

За 10 месяцев 2021 года Шумилинский лесхоз заготовил 122,2 тысячи кубометров древесины против 86,6 тысячи кубометров древесины в аналогичном периоде 2020­го. Увеличение объемов производства продукции обусловлено вынужденными рубками леса, пострадавшего от ураганного ветра. К чести работников лесного хозяйства, благодаря принятым ими безотлагательным мерам, грамотному и аккуратному выполнению операций специалистами и рабочими, их напряженному труду поврежденные деревья были использованы максимально рационально. Древесина не утратила своей ценности, следовательно, Шумилинский лесхоз не понес финансовых убытков.

В чем заключаются различия между буреломом и ветровалом? Бурелом возникает, когда дерево прочно связано с почвой, а сила ветра превышает сопротивление ствола изгибу. Он при этом ломается, обычно в нижней части. Ветровал же происходит, если сцепление корней с почвой ниже напряжения, созданного ветром. Дерево при этом вырывается с корнем.

— Убирать поваленный ураганным ветром лес сродни решению сложной головоломки, — сравнивает оператор харвестера «Амкодор­-2551» Владимир Черниченко. — Прямостоячий лес заготавливать куда проще, а тут пробирались от ближайшего выворотня в какие­-то дебри из скрученных деревьев. Чтобы каждую палку достать, приходилось по нескольку раз с места на место перемещаться. Это требует терпения, сообразительности, навыков.

Владимир — сотрудник опытный, на харвестере работает 8 лет. Принимал участие в ликвидации подобных последствий стихии под Червенем и Березино. Там масштабы бедствия были гораздо больше, но и в родном лесхозе трудов хватило. Битва за лес была никак не меньшей, чем битва за урожай в страду. Если машины ломались, не выдерживая нагрузок, их немедленно чинили, а затем даже ночью трудились, чтобы убрать запланированные площади. А вспомните, каким сухим и горячим было это лето! Поэтому уже в 5 утра, едва рассветало, люди работали, пока не становилось невыносимо жарко. А по мере необходимости — и до 16 часов.

В период ликвидации последствий стихии для занятых на лесосеках были снижены нормы выработки и увеличены расценки, а также организовано бесплатное горячее питание.

Со слов Владимира Козлова, на данный момент с лесосек Шумилинского лесхоза вывезено 100 процентов древесины, работы завершены до 1 ноября. Сырье, в основном хвойных пород, поставлено на внутренний рынок — на Светлогорский целлюлозно-­картонный комбинат, Витебскую лесопилку, на «КимаБел» и другие предприятия по переработке древесины, входящие в концерн «Беллесбумпром».

Наряду с ликвидацией последствий бедствия лесхозы продолжали привычную для них лесохозяйственную деятельность. Выполняли рубки по уходу за молодняком. После вывозки древесины с поврежденных участков — мульчирование и подготовку почвы под лесные культуры, посадка которых начата уже этой осенью.

Пострадавшим деревьям было в среднем около 70 лет. Предстоит провести лесовосстановительные работы. Они намечены на весну 2022 года. На Витебщине планируют провести посадки лесных культур на площади 3,5 тысячи гектаров. 65 процентов площадей займет ель европейская, 25 процентов — сосна обыкновенная, остальное — деревья твердолиственных пород. Большую часть новых лесов создадут с использованием посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами. Благо в нашей области 17 питомников. У каждого дерева в зависимости от породы свой срок созревания. Сосну, ель убирают в возрасте примерно 80 лет, березу — 60, осину и тополь — 40. Долго расти новому лесу…

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЯКОВЛЕВА. Фото из архива Шумилинского лесхоза.