В Витебской области основной метод подсчета диких животных - анкетный

logo
Вторник, 04.04.2023 10:55 | Рубрика: Общество
01582

Учет животных дает понять, какие виды нужно разводить, а где вести добычу для снижения численности.

По словам заместителя председателя, главного охотоведа Витебской областной структуры РГОО БООР Виктора Воронцова, учетная работа проводится круглый год и регламентируется законодательством. В охотничьем хозяйстве год — биологический. Начинается он с 1 апреля, заканчивается 31 марта. Привязан к жизненным циклам животных. В начале апреля звери приносят потомство, и 1 апреля считается датой перехода возраста животных: сеголетков на двухлеток и так далее. 

— Проводят учет разными методами. Основной — анкетный. Он более точный, основывается на наблюдении зверей в угодьях. Сотрудники БООР, охотники, охотоведы, лесники, лесничие, егеря, мастера в конце биологического года проводят опрос по территориальным признакам, охотдачам или по егерским обходам. Опытные охотники визуально определяют особи животных, — рассказывает Виктор Воронцов. — Все помечают, анализируют, чтобы не было задвоения численности. После готовится итоговая ведомость анкетного учета. Учет пушнины и птицы ведется только анкетным методом. 

Считают нормированные виды (копытные (лось, олень, косуля), глухарь, тетерев, бобр, волк, медведь, барсук, рысь) другим методом — картированием встреч и следов животных. 

Каждое охотхозяйство заводит карты и в течение года все данные, что предоставляют учетчики, наносят на них. На картах визуально видно, кто и где обитает. В основном картированием занимаются, когда зима бесснежная. 

А вот зимний маршрутный метод учета (ЗМУ) применяется, когда снега много. В этом году зима была снежная, поэтому учет проводили в основном этим методом. 

— Метод трудоемкий, но более детально показывает не только количество видов, но и конкретные сложности, с которыми сталкиваются звери: выпавший первый снег, образование ледяного наста, падеж, «нагрузка» от волков, — уточняет Виктор Воронцов. — Проводим ЗМУ в феврале и видим, кто у нас реально обитает, кто готов принести потомство. Это метод не одного дня, для него нужно много подготовительной работы: рассчитать, нарисовать маршруты по нормативам. Например, на тысячу лесных угодий должно быть 5 километров маршрута, на тысячу полевых угодий — 2 километра. В крупных хозяйствах это очень большой объем работы. 

Маршруты закладываются равномерно по охотхозяйству. В Витебском БООРе это 34 маршрута, соответственно, 34 учетчика должны за 2 дня пройти каждый свой маршрут. Маршруты — от 8 до 17 километров. 

Учетчик помечает все следы пересечения. В первый день все старые следы затирает, чтобы исключить двух-, трехдневные. На другой день идет по своему же маршруту и отмечает свежие, которые пересекают его след. Все это учетчик фиксирует. Как правило, этим занимаются опытные охотники со стажем более 10 лет. Им не составляет труда отличить следы лося, оленя, косули. 

В области 19 охотхозяйств РГОО БООР. Самое крупное — Городокское, почти 200 тысяч гектаров, 107 тысяч гектаров леса. Здесь применяется метод шумового прогона. 

— По первичным данным видим, что наблюдается рост по оленям благодаря тому, что регулярно привозим их и расселяем, строим с работниками лесхозов вольеры для передержки, — говорит Виктор Воронцов. — Создаем микропопуляции, смешиваем с «аборигенными» оленями. 

В белорусских лесах около тысячи медведей — на севере страны они живут в каждом районе. Особенно это наблюдается по северо-восточным районам области (Лиозненскому, Витебскому, Городокскому, Шумилинскому, Сенненскому). 

По словам Виктора Воронцова, в январе этого года, когда наступила оттепель и шли дожди, много медвежьих берлог залило водой. Немало косолапых проснулись и больше не легли спать. 

— В Витебской области медведи необычны. Одни по традиции ложатся в берлоги, другие делают «гнезда» на возвышенностях или в ельниках, — говорит Виктор Викторович, — перед первым снегом они наламывают вокруг себя ветки, ельник, собирают все в огромную кучу, залазят туда и засыпают. Если медведи в «гнезде» просыпаются, то могут и заново лечь спать. Не становится меньше волков. Их численность также регулируется. 

Сложно узнать весной их приплод. Витебщина — лесной край, здесь много труднодоступных зон: в центре болота, заброшенные торфяники, куда не может пройти человек, поэтому приплод волков витебские охотоведы подсчитывают только летом. 

Чем больше пищи у этих хищников, тем больше становится популяция. Рождается столько волчат, сколько самка и самец могут прокормить, выходить. По словам Виктора Воронцова, выводок зависит и от хорошей численности копытных: если прироста у копытных мало, то рождается по 4–5 волчат, если копытных достаточно — выводок 7–9 особей. Природа сама все регулирует.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Ирина ХАСАНОВА.