В Витебске усилят контроль за оплатой проезда в городском транспорте

logo
Среда, 19.04.2023 15:32 | Рубрика: Общество
02655
Во втором квартале 2023 года на территории Витебской области будет значительно усилена работа по контролю за полнотой оплаты проезда в городском общественном транспорте.


Трудно сказать, почему безбилетного пассажира испокон веку сравнивают с таким, казалось бы, безобидным и милым зверьком, как заяц, но на самом деле этот человек наносит ощутимый экономический урон своему городу да и стране.

Лучший контролер — совесть
Пример тривиальный до банальности, но все же: можно ли представить себе, чтобы кому-то из нас позволили бесплатно приобрести в магазине продукты, одежду или обувь, в аптеке — лекарства (не имеется в виду особая льгота и соответствующий на это медицинский документ)? За «спасибо» не обслужат в парикмахерской и не отремонтируют обувь. Бесплатно вы не проедете в маршрутке, потому что частный перевозчик жестко стоит на страже своих экономических интересов. Этот ряд можно еще долго продолжать, но, прошу простить за тавтологию, остановимся... на остановке общественного транспорта, откуда и берет свое начало эта самая «заячья» тропа.

Чего греха таить, наверное, многие становились «зайцами» поневоле — нечаянно, по стечению обстоятельств, по забывчивости, в расстроенных чувствах из-за каких-то жизненных перипетий... Но лично я всякий раз слышала признание, что нормальный, порядочный, законопослушный человек испытывал неприятнейшие ощущения, которые долго не проходят. И ведь самое главное, что от «сэкономленных» денег, которых стоит билет в пассажирском транспорте, особенно не обогатишься. В советские времена билет на трамвай стоил 3 копейки, на автобус — 5. Тогда коробок спичек стоил 1 копейку. Да еще за 5 копеек можно было купить пирожок.

     
Сегодня стоимость проезда в трамвае, троллейбусе и автобусе 80 копеек. Насколько это дорого для наших граждан, чтобы «экономить» на безбилетном трепете в ожидании нечаянной встречи с контролером? Судя по тому, что и городские маршрутки, особенно в часы пик, переполнены (а это уже фактически двойной тариф!), на проезд деньги есть.

Сегодня есть множество способов оплаты проезда: подекадные и месячные проездные, через электронную систему «Оплати», приобретение билета у кондуктора, при бескондукторной системе — у водителя или в киосках «Табакерка», Белсоюзпечати с последующим его компостированием. Все это дает возможность выбрать удобный способ оплаты проезда и чувствовать себя комфортно. К тому же школьники ездят бесплатно при предъявлении справки из учреждения образования, сохраняется льгота и для отдельных групп населения, имеющих право бесплатного проезда в общественном пассажирском транспорте.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь — статья 18.28 «Безбилетный проезд в транспорте» — мера взыскания в виде штрафа составляет от 0,5 до 1 базовой величины (на сегодняшний день это от 18,5 до 37 рублей).

Без билета
Нередкая картина в салоне: кондуктор не заметил, прошел мимо пассажира, зажавшего в кулачке деньги за проезд, а тот и не откликнулся. По некоторым сведениям, на отдельных маршрутах безбилетный проезд доходит до 25 процентов — даже с кондукторской системой.

Так много ли у нас «зайцев»? Этим вопросом я задалась, отправляясь на государственное предприятие «Оператор перевозок». Организация появилась в 2017 году, она занимается вопросами логистики, а также имеет свой штат контролеров-ревизоров. Месяц назад сюда пришел новый руководитель: Алексей Долгий — человек опытный, профессионал, более 20 лет работающий в сфере транспортного обслуживания населения. Признался: несмотря на должность, он сам порой становится простым пассажиром, чтобы на себе испытать все «прелести» этого статуса.

— Конечно, когда в утренние часы пик в Билево садишься на остановке «Витьба», то до Московского проспекта, 120 можно поневоле проехать «зайцем», поскольку автобус так перегружен, что кондуктору невозможно перейти из одного конца салона в другой, — делится Алексей Долгий. — Кого винить: пассажира, кондуктора, автопарк, у которого не хватает транспортных единиц?

Ясно, что в таких ситуациях пассажиру бы вовремя добраться на работу и детей привезти в школу, не до размышлений ему о том, сколько стоит сегодня автобус, троллейбус и трамвай и во сколько обходятся государству расходы на их содержание. А это миллионы и миллионы рублей, в них в том числе заложены и наши, пассажирские 80 копеек. И с контролирующих служб никто не снимал обязанности выявлять безбилетников на общественном транспорте, как не исчезло в нашем законодательстве наказание за это правонарушение.

В феврале этого года контрольно-ревизорской службой ГП «Оператор перевозок» проверено 2910 автобусов, в марте проведено уже 3726 проверок. За первый квартал контрольной службой составлено 33 протокола на сумму штрафов 499 рублей и 478 постановлений на сумму 16 тысяч рублей.
— Нагрузка на контролеров очень большая, — комментирует эти цифры Алексей Долгий. — Хотя я ставлю своей целью усилить работу службы и довести число проверок до 10 и даже 15 тысяч в месяц. В группе работают 19 контролеров, причем в Витебске на линии выходят только 9 человек, остальные работают в Полоцке, Орше и в районах. Поэтому усилить контрольно-ревизорскую службу просто необходимо. Пассажир должен знать: контрольная служба есть!

«Эта служба и опасна, и трудна»
Задержание «зайца» — процедура сложная, не быстрая, порой она может даже растянуться до часа-двух: составление протокола, опрос свидетелей, вызов милиции, подтверждение паспортных данных (ведь не каждый человек носит с собой этот документ). И не каждый хочет признаться, что он — «заяц». Но даже если не дошло до протокола, пассажир должен извлечь урок из неприятного инцидента. А уж если нарушение доказано, но безбилетник в течение 30 дней не оплатил штраф, соответствующие материалы об удержании денежных средств поступают в суд, а сам «заяц» попадает в единый госбанк данных о правонарушениях. Последствия этого очевидны.

Поверьте, и для контролера штрафовать — процедура не из приятных. И чего только они не слышат в свой адрес! У некоторых людей бытует мнение, что зарплата контролеров зависит от количества пойманных «зайцев», оттого они, мол, так и «лютуют» на линиях.

— Контрольно-ревизорская служба финансируется из местных бюджетов, — ответил Алексей Долгий. — Да, за качество выполняемой работы контролеры могут получать премию. Как, впрочем, и на любом другом предприятии. Хорошая зарплата не позволит работнику быть нечистым на руку.

А вот сумма штрафов, к сожалению, не окупает даже работу самой контрольно-ревизорской службы. Между тем ревизоры выполняют еще много других обязанностей на линии, спектр их контрольных действий большой: например, они инспектируют состояние самого транспортного средства, обращают внимание на внутреннее оформление салона, наглядную агитацию по штрафам за безбилетный проезд, проверяют, как озвучивается или оформляется информация по оплате проезда в бескондукторных вагонах.

Сегодня на городских линиях работают более 200 кондукторов, но перспектива, как считает руководитель предприятия, — за транспортом без кондукторов.
Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «Витебскоблавтотранс» по перевозкам и идеологической работе Виктор Кожух, сегодня в бескондукторной системе в будние дни работают 14 единиц трамваев (№№ 3, 6, 9, 2, 8) и 6 единиц автобусов (№№ 20, 35, 36, 40), а в выходные дни — 11 единиц трамваев (№№ 3, 6, 9, 8, 2) и 9 единиц автобусов (№№ 44, 40, 36, 20, 13, 19, 35, 15, 43).

Другой вопрос — удобно ли водителю выполнять функцию продавца талонов и снижает ли это количество безбилетников? Если пассажиропоток низкий, то он сам может контролировать ситуацию, но в любом случае он все же управляет трамваем или автобусом и не может ходить по салону. А по опыту других городов (ездила в Минске, в Москве в таких бескондукторных автобусах и троллейбусах) сама наблюдала: «зайцев» в таком транспорте очень много! Другое дело, что в мегаполисах общественный транспорт на особом положении: в него идут большие госвложения. Впрочем, во всем мире общественный городской пассажирский транспорт дотационный. Зато и штрафы для «зайцев» — серьезные. Например, в Европе — это 50 евро: по курсу пересчитайте на белорусские деньги, и получится, что штраф в нашем транспорте в 0,5 базовой величины — ничто по сравнению с суммой порядка 150 рублей!

— С января по март этого года работниками линейного контроля нашего предприятия было проверено 9123 единицы подвижного состава ОАО «Витебскоблавтотранс», — сообщил Виктор Кожух. — И за это время линейные кондукторы выявили 108 случаев безбилетного проезда. А поскольку работники этого участка контроля не наделены полномочиями составления протокола об административном воздействии в отношении пассажира, не оплатившего проезд в транспорте, они передают материалы в ВОКТУП «Оператор перевозок» для ведения административного процесса.

 «Не виноватая я — он сам...»
Владимир Романьков возглавляет контрольно-ревизорскую службу ГП «Оператор перевозок» с 2019 года. Пришел сюда из системы УВД. И все эти годы выполняет главную задачу: если хотите, воспитывает законопослушного пользователя транспортными услугами.

Поскольку работать контролерам доводится на транспорте и государственном, и частном, они сталкиваются с разными проявлениями: это и человеческий фактор, и юридическая безграмотность людей, и хамство, и недоброжелательность. На линиях работы частных маршруток встречаются недобросовестные водители.

— Отдавая деньги водителю, пассажир фактически подписывает негласный устный договор с ним на безопасную, комфортную и своевременную перевозку в нужное ему место. Оплатить проезд — обязанность пассажира, выдать билет — обязанность водителя или кондуктора, — разъясняет Владимир Романьков. — Но водитель маршрутки может выдать, может и не выдать билет. За прошедшие три года многое изменилось, нам удалось переломить ситуацию. Для этого нужно было пройти через суды с частным перевозчиком, чтобы доказать, что служба контролеров-ревизоров существует.

Вот только некоторые последние случаи из ревизорской службы. В марте на остановке «Драматический театр» в салоне «ГАЗели» из шести пассажиров у одного билет отсутствовал. Парень пояснил, что проезд оплатил, но билет не взял. С тем, что он нарушил правила, согласился. В служебной записке по проверке 5 апреля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров на территории Глубокого и района, зафиксировано: из 10 пассажиров шестеро ехали без билета.

Водители порой билеты не оформляют, но, когда заходят контролеры, зная, что видеозапись в салоне отсутствует, вину «валят» на пассажиров. Приходится доказывать, что водитель обманывает, в результате чего в отношении пассажиров административный процесс прекращается, а собранный материал направляется в налоговую инспекцию, чтобы там дали оценку действиям водителя.

Чтобы не оказаться невольным безбилетником и не встать на «заячью» тропу, каждый из нас должен выучить одно очень простое правило. Пассажир в течение одной остановки обязан оплатить проезд независимо от того, работает транспорт с кондуктором или без него. У пассажира нет права бесплатного проезда.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Рисунок Антона ОСТРОВСКОГО.