В Витебске через концлагерь на месте бывшего 5-го железнодорожного полка прошли 150 тысяч советских военнопленных и мирных граждан

logo
Вторник, 11.04.2023 15:32 | Рубрика: Общество
01990

Международный день освобождения узников фашистских концлагерей учрежден ООН в память о миллионах ни в чем не повинных людей, которых уничтожили нацисты в концентрационных лагерях, тюрьмах, гетто. Памятной датой выбран именно этот день, так как 11 апреля 1945 года произошло интернациональное восстание узников концентрационного лагеря Бухенвальд. Он был одним из самых страшных лагерей смерти гитлеровской Германии. Из 250 тысяч заключенных, прошедших через Бухенвальд, были убиты нацистами около 56 тысяч.

Сегодня витебчане снова придут к обелиску мемориального комплекса «5-й Полк», чтобы почтить память узников фашистской неволи, которые в годы Великой Отечественной войны стали жертвами нацистского террора.

В Витебске через шталаг № 313, как обозначили фашисты концентрационный лагерь на месте бывшего 5-го железнодорожного полка, прошли 150 тысяч советских военнопленных и мирных граждан. Из них, по разным оценкам, от 80 до 100 тысяч погибли. Земля в этом скорбном месте была густо усеяна костями людей, на чью долю выпали страшные мучения, невыносимые страдания.

В годы фашистского нашествия на временно оккупированной территории Беларуси захватчиками было создано свыше 
260 лагерей смерти для военнопленных и гражданского населения, пересыльных лагерей СС, гетто и других. В одном только Витебске действовало 5 концентрационных лагерей.

Больше года провела витебчанка Лидия Курчанова (Соколова) в этом аду. Лидии был всего год, когда началась война.

  
Лидия Курчанова, бывшая малолетняя узница лагеря «5-й Полк», не теряет надежду найти место захоронения своего отца, бойца Красной армии,
не вернувшегося с войны. Фото Виталия Сенькова.
Семья проживала в деревне Половейское тогдашнего Суражского района. Отца Лидия Павловна знает только по единственной фотографии, которую хранит как зеницу ока. Павел Соколов запечатлен на ней в красноармейской форме. Он был призван на военные сборы еще до фашистского нашествия. На прощание говорил: «Не переживайте, это ненадолго. Сборы закончатся, вернусь — будем урожай собирать». Он ушел… и никогда больше не вернулся. В сентябре 1944 года мама Лидии получила извещение о том, что ее муж пропал без вести.

В каком-то смысле ребенку, в силу возраста не осознающему окружающую действительность, было легче пережить ужасы фашизма. О том, какие испытания выпали на долю семьи Соколовых и ее соотечественников, Лидия Курчанова знает из рассказов матери. Лидия Павловна хранит архивную справку о том, что их деревня была сожжена карателями в январе 1943 года. В Половейское нагрянули немцы и полицаи. Искали партизан. Сельчан заставили выйти на улицу, а их дома подожгли, бросая в них гранаты. Мирных жителей погнали — именно погнали, как скотину, — через Сураж в «5-й Полк». Вместе с Половейским запылали от рук нацистов Новая Деревня, Мостище, Заборочье и другие села, через которые гнали узников. Мама рассказывала, что женщин и стариков, которые не могли выдержать длительный переход, расстреливали и… сжигали живьем в пылающих хатах. Одну девушку — юную красавицу Марию — сельчане несли на носилках, так как у нее были больные ноги. Да недолго несли: фашисты отобрали эти носилки и вместе с девушкой, которая кричала от ужаса, бросили в огонь.

Одному богу известно, как выжила в «5-м Полку» семья — маленькая Лидия, ее мама Мария Петровна, старший брат Михаил и бабушка Февронья Николаевна Трусова. Болели тифом. Мучили голод и вши. Обессилевшие дети еле волочили ноги. Несмотря на то, что сами ужасно голодали, мама старалась что-нибудь из лагерной еды, если, конечно, это можно было назвать едой, передать нашим военнопленным, хотя это был большой риск. Мама говорила детям так: а вдруг и ваш отец где-то умирает от голода в плену? Однажды охранник заметил, стрелять не стал, но предупредил, что в следующий раз маму обязательно расстреляют, а детей отправят в германское рабство.

После освобождения Витебска от фашистской нечисти жили какое-то время в Старом Селе. Добрыми были хозяева — Апанас и Гапуля. Мама запрещала детям брать без разрешения хлеб, а хозяева говорили: пусть берут его сколько хотят и едят вволю.

Самым крупным не только в Беларуси, но и на всей оккупированной врагом советской территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, в котором было уничтожено, по одним данным, свыше 200 тысяч человек, по другим — 546 тысяч.

Свою послевоенную судьбу Лидия Павловна связала с дошкольным образованием: до выхода на пенсию работала воспитателем в детском саду. Вместе с мужем воспитала сына. Она не теряет надежду найти могилу отца. На сайте «Память народа» есть информация о том, что красноармеец Соколов Павел Семенович считается пропавшим без вести летом 1941 года.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото из фондов областного краеведческого музея.