Такое ощущение, что все время что-то строил: Михаил Григорьев о работе в Витебске, который вдохновлял и давал силы

logo
Пятница, 06.01.2023 09:10 | Рубрика: Общество
0821

Чем бы ни занимался, помогай людям, делай добро. Любое дело надо превратить в систему, и только тогда оно будет давать желаемые результаты. С этими главными принципами прошел по жизни наш земляк, ныне пенсионер, а в прошлом партийный и советский работник — второй секретарь Витебского горкома Компартии Белоруссии (1986–1990), начальник управления местной промышленности облисполкома (1990–1995), председатель Витебского горисполкома в 1995–1996 годах Михаил Григорьев.

Он награжден двумя грамотами Верховного Совета БССР.

2 января Михаил Григорьев отметил юбилей — 75 лет. Позади три четверти жизненного пути, на котором главным городом был и остается Витебск. Город, которому отдано много сил и энергии…

Это послужило поводом для встречи с человеком, который сам о себе говорит: «Наверное, я один из последних представителей когорты руководителей из той эпохи XX века, когда происходили крутые перемены… Родился при социализме, работал при развитом социализме, видел его падение и то, как уходила в небытие сверхдержава СССР, что до сих пор вызывает у меня чувство сожаления, участвовал в становлении нового независимого государства Беларусь, развитии экономики республики и нашего города».

Михаил Григорьев родом из деревни Старинки Витебского района. После окончания Минского радиотехнического института вернулся в Витебск, на завод «Интеграл». Вскоре предприятие было ликвидировано. В 1973 году в областном центре открывали вычислительный центр «Витебсксельхозтехника», и вот сюда молодой инженер-электроник пришел уже из конструкторского бюро точного машиностроения при заводе технологического оборудования и фактически участвовал в создании этого центра. Прошел все ступени роста, занял должность заместителя директора.

— В БССР витебский вычислительный центр был самым передовым. Мы автоматизировали процессы по сбору сведений о наличии техники, запчастей на складах Витебщины. На машину ЭВМ был заведен 21 канал связи с районами области. Программы составляли сами работники, а к 1979 году здесь трудились почти 500 специалистов. Вычислительный центр был средоточием всей необходимой информации для сельского хозяйства области и республики, — вспоминает Михаил Васильевич. — После областного семинара на базе вычислительного центра, знакомства с результатами его работы меня пригласил на собеседование первый секретарь обкома КПБ Сергей Шабашов и предложил должность инструктора, пояснив, что нужен профессионал, который занимался бы вопросами предприятий электронной промышленности. Так началась для меня партийная работа. Потом был избран вторым секретарем Октябрьского райкома партии, затем работал помощником Сергея Кабяка, который пришел на смену Шабашову. Это были уникальные люди, талантливые руководители. Можно сказать, прошел их школу. Благодаря Кабяку раз и навсегда усвоил урок: пафосные слова и дело друг к другу не имеют отношения. Однажды он вызвал меня, я думал, интересует обстановка по Октябрьскому району. Подготовился, доложил. А он просто спросил, хочу ли с ним работать. Бодро ответил ему: «Я — солдат партии». Знаете, что услышал? «До свидания! Мне солдаты не нужны». Он был практик, терпеть не мог пафоса. Раз и навсегда отбил привычку говорить лозунгами. У меня к тому времени была хорошая деловая репутация, он, дав время на размышление, принял меня своим помощником. Работал по 16 часов в сутки. Каждый день писал по 20 страниц текста — аналитические запис­ки после посещения заводов, излагал проблемы, обстановку, планируемые перспективы развития…

В январе 1986-го Михаил Григорьев занял эту же должность при первом секретаре обкома КПБ Владимире Григорьеве, но вскоре был избран вторым секретарем горкома партии, занимал пост до 1990-го.

— Перестройку встретили с энтузиазмом. Это был переломный период в нашей истории — время небывалого всплеска народной энергии, но вместе с тем невероятно сложное. Ускорение — лозунг, который звучал повсеместно, речь шла об ускорении научно-технического прогресса. Главным требованием было удвоить объемы производства. Мы головы ломали с директорами крупных предприятий, как это сделать. Промышленность, строительство стали работать в три смены. В горкоме партии планерки проводили в 23.00. Многое смогли сделать, — рассказывает Михаил Григорьев. — При мне построили радиотехнический завод, новый ДСК. Кстати, в 1988 году ввели в строй 220 тысяч квадратных метров жилья. Это фантастический результат. За год возвели в Витебске Дворец культуры легкой промышленности — сложнейший объект, на строительстве которого работали стройтрест № 9, 128 субподрядчиков! По замыслу Владимира Григорьева в том же году построили Летний амфитеатр. Справились за 4 месяца. Это была поистине народная стройка. Я единственный среди участников проекта, кто получил за подготовку и проведение в 1988 году первого фестиваля польской песни в Летнем амфитеатре грамоту Верховного Совета БССР, чем до сих пор горжусь.

К концу 1980-х в городе произошли большие перемены в сфере торговли, было построено около сотни новых объектов. В Витебске провели союзный семинар по изучению опыта работы в данном направлении. Исключительное внимание уделяли здравоохранению. Как раз в это время была построена поликлиника № 3 на Московском проспекте.

— Мы создали тогда же передвижные медицинские лаборатории на базе автобусов «Икарус» для выезда врачей на село. Это идея Владимира Григорь­ева, а я занимался реализацией проекта. В Советском Союзе ничего подобного не было, витебскому эксперименту высокую оценку дал на союзном семинаре министр здравоохранения СССР Евгений Чазов, — рассказывает Михаил Григорьев.

Конечно, в памяти остаются те свершения, которые позволяли ставить Витебск в ряд передовых городов. Но, безусловно, были и испытания, которые и теперь Михаил Васильевич вспоминает, как катастрофу. Это происшествие в Витебске зимой 1987-го, когда из-за аварии на трассе в районе магазина «Каунас» без тепла остались 24 дома. В 30-градусный мороз они просто обледенели.

— Информация долетела до политбюро ЦК КПСС, до генсека Горбачева. Надо было не только успокоить жильцов 2400 квартир, которые замерзали, но и принимать экстренные меры. Причем обстоятельства требовали неординарных действий, — рассказывает Михаил Васильевич. — Занимались проблемой председатель горисполкома Николай Федорчук, я, заместитель председателя облисполкома Петр Дроздов. За один вечер мы мобилизовали 109 бригад на каждый подъезд. Экстренно собрали депутатов и приняли решение вскрывать квартиры, в которых отсутствовали жильцы. Пока шел ремонт коммуникаций, я обратился к командованию дивизии военно-транспортной авиации, чтобы они предоставили обогревательные установки для самолетов для обогрева квартир многодетных семей. Ночью летали на Ил-76 в соседний Псков для доставки недостающих радиаторов и труб. Это была настоящая спецоперация. Справились за трое суток. После происшествия стало понятно, что трубы в городе сгнили. Просчитали, что необходимо 5 тысяч тонн этих труб. Мы с Федорчуком «выхаживали» их в Госплане, Госснабе, в Минэнерго СССР и в итоге доставили необходимое количество из Новосибирска в Витебск. В 1987–1988 годах, наверное, старожилы помнят, перерыт был весь город — меняли коммуникации...

В 1990-м Михаил Григорьев перешел работать в облисполком, возглавил управление местной промышленности. За пять лет его усилиями была создана сеть фирменных магазинов, коммерческий центр, отраслевой банк «Поиск» для обслуживания 24 предприятий местной промышленности. Результат был ошеломляющий. Темпы роста объемов производства за пятилетку составили 138 процентов.

В январе 1995 года Михаил Григорьев возглавил Витебский горисполком. Кстати, был первым мэром, которого назначал уже Президент Беларуси.

— Сложное было время. Глава государства ставил самую главную задачу — остановить падение промышленности. Нам предстояло учиться хозяйствовать по-новому. Для директоров предприятий организовывал деловые поездки за рубеж, необходимо было не только учиться, но и заводить партнерские отношения, заключать договоры о сотрудничестве, — вспоминает Михаил Васильевич.—Без ложной скромности скажу, себе в заслугу ставлю то, что за два года в должности председателя полностью изменил структуру гор­исполкома, которая сохранялась с советских времен. Только два человека занимались народным хозяйством, я же создал управление экономики. За это время сам лично и вместе с директорами предприятий 17 раз были на приеме у премьер-министра! Мы убеждали, доказывали и добивались необходимых резолюций для решения самых разных вопросов в промышленности. Начался подъем. Очень рад, что удалось привлечь в Витебск первые инвестиции в несколько миллионов долларов и построить шоколадную фабрику.

Несомненно, любой человек помнит свои успехи. Есть чем гордиться. Но 1990-е отпечатались в памяти и крайне тяжелыми событиями, которые требовали от главы города экстренного вмешательства, нестандартных решений.

— Как сейчас можно представить, что предприятия не платят налоги, задерживаются зарплаты работникам, пенсии и другие социальные выплаты? Тогда это было. Люди винили власть, устраивали забастовки. Я выходил к людям на «Эвисторе», на заводе заточных станков, на фабрике «Знамя индустриализации». Знаете, никакие слова не помогали. Когда говорил и объяснял, всегда проигрывал. Люди требовали действенных мер. Так, на фабрике «Знамя индустриализации» была очень сложная ситуация. Тысяча людей покинули корпуса, требовали зарплаты. Меня просто не выпускали, кричали, мол, ты глава города, ты и решай вопрос. Что ж, пришлось звонить в один из банков и сиюминутно просить ссуду под гарантии горисполкома. Не отпус­кали, пока не были доставлены деньги в мешках... Мера временная.

Небыстро налаживалась общая ситуация в городе и стране, нужно было много работать, работать и еще раз работать. Только труд приводит к желанным результатам. И это на всю жизнь остается моим девизом.

После выхода в отставку Миха­ил Григорьев десять лет, до 2007-го, возглавлял филиал № 3 иностранного предприятия «Лукойл — Белоруссия». Гордится, что смог привлечь 50 миллионов долларов инвестиций и построить 29 объектов.

— У меня такое ощущение, что я все время что-то строил, — с улыбкой говорит собеседник.

На вопрос, в чем же был секрет успешного руководства все годы, отвечает не задумываясь: «В главных принципах: доверять профессионалам, расставлять на определенные участки работы тех, кто опытнее и умнее тебя самого, и вместе с тем жестко контролировать выполнение поставленных задач».

В свое время Михаил Григорьев мог стать министром промышленности Беларуси, возглавить Новополоцкий гор­исполком. Отказался. Говорит, что ему всегда нужен был только Витебск, город, который вдохновлял и давал силы, — это же родина, больше нигде бы не смог жить.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА.