"Сортируешь мусор, а машина забирает все в один кузов!" Проследили путь отходов от баков до витебского мусоросортировочного завода

logo
Пятница, 10.11.2023 14:12 | Рубрика: Общество
05545

«Сортируешь мусор, а в итоге одна машина приезжает и забирает в один кузов пластик, стекло и бумагу! Причем непонятно, везет она отходы на обычную свалку или на витебский мусоросортировочный завод?» — высказались читатели в одном из писем, присланных в газету «Витьбичи». Корреспондент нашего издания проследил путь отходов от баков до переработки.

Не снижают темпов
Пластик, стекло, алюминий — основное сырье, которое перерабатывают на мусоросортировочном заводе в Витебске. Ежедневно сюда приезжает до 50 мусоровозов со всего города.

По словам главного инженера государственного предприятия «Спецавтобаза г. Витебска» Ильи Мисника, мусоросортировочный завод перерабатывает порядка 100 тысяч тонн отходов в год и не снижает своих темпов.






За последнее время существенно увеличились объемы сбора органической части твердых коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов.

Только за три месяца 2023 года объем сбора ВМР составил более одной тысячи тонн. К слову, за весь 2022 год он достигал порядка 2800 тонн.
Выполняется предприятием и доведенный план по переработке бумаги и картона (более 2,5 тысячи тонн в год), стекла (свыше 960 тонн), полимерных отходов, бытовой техники, изношенных шин, отработанного масла.

Штат на заводе насчитывает более сотни человек. Часть из них — обязанные лица из лечебно-трудового профилактория № 9, с которым заключен договор подряда. Трудятся здесь работники в две смены, сортируют отходы, которые привозят со всего города. Имеются здесь слесарь, водитель, мастер и другие.


Путешествие по заводу
Инженер-технолог Александра Бучнева работает с момента запуска завода в 2021 году. Специалист рассказывает, что путешествие отходов начинается, как только МАЗ заезжает на территорию предприятия. Машину взвешивают, и она отправляется на разгрузочный пункт. Погрузчиком все отходы загружают на линию, где специальный аппарат разрывает мешки, и содержимое отправляется на другую линию — отбора стекла и крупногабаритного мусора. Там же отсеиваются органические отходы, которые далее поступают на площадку компостирования.





Весь стеклобой по специальным трубам сбрасывается в контейнеры. Оставшийся мусор попадает в машины — «грохоты». Их механизм работает по принципу барабана в стиральной машине: крутится, пока через отверстия не выпадет все лишнее и мелкое, в основном остатки пищи.

По конвейеру отходы отправляются в мусоросортировочные кабинки, где отсортировываются вручную. Каждый работник стоит на своей позиции и собирает ПЭТ-бутылки (молочные, миксованные — из-под пива, соков, лимонада), бытовую химию, канистры.



ПЭТ-бутылки прокалывают перфоратором, чтобы их было проще прессовать в большие кубы, которые потом отправятся на переработку на другие предприятия.

Лента сортировки заканчивается специальной магнитной установкой, которая отбирает металлолом.







После оптического сепаратора извлеченные ВМР попадают на баллистический, где, например, из пластиковых крышек делается флекса (кусочки пластмассы мелкой фракции), после чего она также отправляется на заводы-изготовители. Из флексы делается лента для стяжки, из пленки — гранулы, которые передаются для литья (ведра, пластиковые трубы — в зависимости от рецептуры).

На территории мусоросортировочного завода также складируются древесные отходы, которые перерабатывают в щепу.

Кстати, за всем технологическим процессом наблюдает оператор пульта управления Надежда Попова-Пещенко. Она регулирует скорость линии, раздает команды, куда и что развозить, сообщает мастеру, если случилась поломка.


Мусорные проблемы
Заместитель начальника участка ВМР Игорь Середов отметил, что за время работы завода возникли некоторые трудности. К примеру, если случается поломка иностранного оборудования, то приходится долго ждать поступления необходимой комплектации. Проезд на приемке мусора узкий и маленький. Амкодору при выгрузке отходов работать там неудобно. К тому же выстраивается многокилометровая очередь из мусоровозов.

Илья Мисник озвучил и глобальную проблему, с которой сталкиваются работники завода да и Спецавтобаза Витебска. Люди не хотят сортировать отходы. Часто в контейнеры ВМР сбрасывают строительный мусор. Спецтехника порой не может даже поднять контейнер, от веса которого нередко ломаются запчасти в технике. Работникам приходится загружать отходы в машину вручную.
Осень — сезон уборки на приусадебных участках. Аналогичная проблема наблюдается с вывозом мусора из частного сектора. Часто люди выбрасывают остатки растительности в контейнеры для ВМР. Работники Спецавтобазы не имеют права забирать такие отходы и везти их на мусоросортировочный завод, оборудование на котором не предназначено для разделения и утилизации остатков растений, они к тому же, могут стать причиной поломки дорогостоящего оборудования.

Растительные отходы подлежат компостированию собственниками на своем приусадебном участке, самостоятельному вывозу на площадку компостирования, расположенную на полигоне твердых коммунальных отходов Витебска.

Кстати, как рассказал главный инженер Спецавтобазы, в ближайшее время в Витебске появятся заглубленные контейнеры емкостью пять метров кубических.

Отходов в них помещается в пять раз больше, чем в стандартных. Кроме этого, такие установки экономят место, транспортные затраты, не требуют дополнительных элементов (навесов, ограждений, площадок). Загружать отходы из заглубленных контейнеров будет мусоровоз с краноманипуляторной установкой.

После того, как мусор прошел все стадии выборки из него ВМР, примерно 50 процентов «хвостов» должны сжигаться на цементных заводах. Пока оставшиеся отходы, не подлежащие переработке, поступают на городской полигон. Далеко не все предприятия имеют котлы для сжигания RDF-топлива, получаемого из различных видов отходов. Решением этого вопроса заинтересовалось ОАО «Витязь».

Переработка мусора начинается с его сортировки. На начальном этапе разделять разные отходы нужно дома, складывая бумагу, пластик, стекло в разные пакеты. Этот процесс многим людям кажется трудоемким и бесполезным. На самом деле нет. Это помогает сохранить не только чистоту вокруг, но и уменьшить количество отходов, отправляемых на свалку.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Ирина ХАСАНОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.