Сегодня основателю фестиваля «Славянский базар в Витебске» Родиону Бассу исполнилось бы 70 лет

logo
Вторник, 29.11.2022 11:05 | Рубрика: Общество
01087
29 ноября заслуженному деятелю культуры Беларуси, Почетному гражданину города Витебска, основателю Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Родиону Бассу исполнилось бы 70 лет.


Родион Михайлович ушел из жизни пять лет назад, в сентябре 2017-го. Сегодня в Центре культуры «Витебск», генеральным директором которого он был с 1981-го по 2013 год, состоится вечер памяти и выставка фотографий «Главное в жизни – верность».

А мы возвращаемся к разговору с Родионом Бассом в интервью, которое было подготовлено к его 60-летию и опубликовано в «Витьбичах» 10 лет назад в рубрике «Смотрите, кто зашел».
— Жизнь как монета…Что вам, Родион Михайлович, чаще выпадало — орел или решка?
— Все-таки орел! Сильных падений не было, к неприятностям, которые случались, отношусь, как к прозе жизни. Без нее никак. Не может же быть в нашем мире и в нашей профессии только благополучие, должны быть какие-то проблемы, иначе нечего будет решать. Все, что было решкой, – мелочи, недостойные воспоминаний. Встречались порядочные люди, они оставались, предатели исчезали как тени, как все неприятности. Все-таки орел есть орел. Он склевал все недоброе. Поэтому, если бы пришлось начинать все сначала, скажу, ни на минуту не задумываясь, все повторил бы в своей жизни. Только вот к здоровью я бы относился немного внимательнее. С возрастом это понимаешь. Но что делать, когда выпадает орел, здоровья много приходится тратить. Я 25 лет занимаюсь фестивалями. Горжусь, что причастен к «Красной гвоздике», «Джазовой осени», фестивалю польской песни, ставшим всесоюзным, и, наконец, к «Славянскому базару». Фестивали джазовой музыки, диксиленды были популярны в Витебске и откровенно скажу — очень любимы мной. И джазменами, которые к нам приезжали. Это были знаковые годы. Какие имена, какие первоклассные музыканты, с которыми довелось общаться, — Кястус Лушас, трио ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин), джазовые критики — первые номера: Алексей Поташов, Владимир Фейертаг, Георгий Бахтиев. Это осталось не только в моей памяти, но, что тешит душу, и в Большой энциклопедии джаза, которую подготовил Фейертаг. Джазовый Витебск в этом издании в одном ряду с Ярославлем, Калининградом, Петербургом и Москвой. Горжусь, что и мое имя там упомянуто.

— А с каким джазовым течением вы бы могли сопоставить течение своей жизни — это кул, бибоп, свинг, биг-бэгд?..
— Когда работаешь в культуре, жизнь складывается так, что невозможно в ней найти прямого соответствия какому-либо жанру, сценарий ее непредсказуем. Невозможно сказать, что только свинговал или блюзил. Скорее жизнь проходит в духе фьюжн, а это сплав, когда сочетается все самое разное и неожиданное.

— Вы были с каким-нибудь музыкальным инструментом на «ты»?
— В борьбу с контрабасом не вступал (смеется), а вот на кларнете в юности играл.

— Говорим «Славянский базар», подразумеваем Басс, говорим Басс, подразумеваем «Славянский базар»… Актер часто становится заложником своей главной роли. А каковы ваши ощущения в отношении фестиваля?
— Роль личности в событиях культуры, искусства, конечно, велика. О себе не стану философствовать, все-таки фестиваль — это коллективное творчество. «Славянский базар» делает огромное количество людей, среди них мои соратники, которые работают много лет в Центре культуры «Витебск». Так распорядилась жизнь, что я возглавляю здесь этот процесс. Если отойду от дел, фестиваль все равно останется, просто он будет другим. Я внес свою лепту, всегда требовал ответственного отношения к делу, даже к мелочам. В адрес дирекции фестиваля не прозвучало ни одного сколько-нибудь серьезного замечания. Мы, славу богу, умели обходить острые углы. Если меня назвать «заложником», то, пожалуй, я самый счастливый «заложник» на свете, потому что фестиваль дал мне великую школу общения с людьми известными, популярными в разных странах.

— Если бы вам был предоставлен месяц свободы — творческой, финансовой, должностной, то как бы вы распорядились этим временем?
— Кому-то нравится отдых в санаториях, домах отдыха, а мне нет. Я компанейский человек, но мне необходимо окружение близких, чтобы были рядом жена, сын. Отдыхать отправились бы туда, где можно продлить лето, в теплые страны. Все равно часть отдыха предпочитаю посвятить работе. Вот и сейчас в ноябре, накануне моего юбилея, отправляемся в Петербург, в БКЗ «Октябрьский» на сольные концерты Лары Фабиан и Алессандро Сафино. Совместим приятное с полезным. Они выступали у нас на фестивале, но посмотрим, что можно сделать для организации сольных концертов этих артистов в Витебске, тем более концертный зал «Октябрьский» в Петербурге наш компаньон.

— Вы известны, как человек здорового образа жизни, а пристрастие имеете к собиранию курительных трубок…
— Когда надо подумать, расслабиться, тянет к трубке, мне важно не дым вдохнуть, а трубку держать в руках. Конечно, курю не так, как Михаил Козаков или Александр Ширвинд, Павел Якубович. Это составляющая их образа. Мне же нравится чувствовать теплоту трубки. Вы не представляете, как она греет руку, когда раскурена. Как появилась первая, уже не помню. Коллекция у меня небольшая, примерно 50 трубок — французских, голландских, датских, чешских, израильских. Привозил из этих стран, многие подарены. Да, и табак у меня только одного вида, редкого — черный датский, пахнет сливой. Мне из Германии присылает сестра.

— С кем бы вы выкурили трубку мира?
— Ну, для этого сначала надо с кем-то поссориться. Открытых врагов у меня нет, или я их просто не знаю, а если есть, то я могу курить трубку сам, а они пусть нюхают запах этого прекрасного табака (смеется)… А вот просто, по душам «покурил» бы с теми людьми, кого считаю учителями, у которых спросил бы совета. Это Владимир Петрович Рылатко, бывший первый заместитель министра культуры Беларуси, и Михаил Ефимович Швыдкой, думаю, все знают его как ведущего «Культурной революции» на российском канале «Культура». Это люди, которые сыграли определенную роль в моей жизни. Насколько я эмоциональный и вспыльчивый, настолько Рылатко спокойный и рассудительный, он всегда мне говорил, главное, не торопись сразу давать ответ, прежде помолчи хотя бы три секунды, в свою очередь кто-то из его учителей посоветовал ему. Мне, человеку импульсивному, эти три секунды не раз помогали.

— В каких случаях Родион Басс может спорить басом?
— Никому не придет в голову диктовать хирургу, что надо отрезать и куда пришить. А в делах культуры не разбирается только ленивый. В этой области все доки, знают, что надо петь артисту, с кем петь, как выходить на сцену, все специалисты в режиссуре. Есть такая тенденция, к сожалению. Если я несговорчив по каким-то творческим позициям, то это потому, что знаю, как нужно делать, извините, опыт, профессия сказываются. Всегда готов отстаивать принципы построения концертных программ, привлечения на сцену крупного форума искусств творческих сил. Всегда ли удается, другой вопрос. Принципиально настаиваю на том, что каждый сотрудник должен поддерживать положительный имидж Центра культуры «Витебск», который он представляет, самым выигрышным образом позиционировать учреждение, когда оно выступает организатором каких-либо проектов.

30 лет возглавляю центр, не терплю безответственности, халявного отношения к своему делу. И вот тогда, простите, бас уместен, и я не стесняюсь этого. Рад, что в центре теперь бытует крылатое выражение — у нас есть один недостаток, мы не умеем делать плохо
— Чья-то карта будет бита, если у партнера в руках козырь. Какой ваш главный козырь?
— Юмор. На мой взгляд, нет ничего более действенного, чем юмор. Это здоровая реакция на любую нештатную ситуацию.

— Признать ошибку — поражение для вас?
— Не прав — признайся, ты не потеряешь свой авторитет, напротив,
укрепишь его. Это мое убеждение. Человек, признающий свои ошибки, дает партнеру знак, что он готов к диалогу.

— Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть…
— … лучше я предложу отведать моей солянки (смеется).

— Что-о? У вас есть кулинарная тайна?
— У меня большая библиотека по кулинарии, за последние 5 лет собраны по подписке журналы «Гастроном». В книжных магазинах, где есть отделы кулинарии, в Минске, Петербурге приобретаю издания по теме. Постоянно слежу за кулинарными семинарами, мастер-классами по телевидению, люблю смотреть передачи канала «КухняТВ». Но я не приверженец эстетской или авторской кухни, какой-нибудь экзотической, меня интересует обыкновенная домашняя еда. Если мне придется оставить когда-либо работу по приготовлению «блюд» культурных, то более всего хотелось бы открыть фирменное кафе супов. Они меня более всех кулинарных изысков занимают, без супов нет русской кухни. А мой любимый — солянка, и приготовить ее могу на профессиональном уровне, и в ресторане сразу отличу — настоящая солянка или нет, московская или ленинградская…

— Дома вы — главный кулинар?
— Да. Жена прекрасно готовит, но она уступила мне кухню. Ольга мудрая, хвалит меня.

— Ольга Сальникова ваш заместитель на работе, фотограф, вы и директор, и продюсер, сын Герман поет в ансамбле, играет в театрализованных представлениях. Не много ли творчества на один квадратный метр площади семейного очага?
— Много. А что делать. Это наша жизнь, и так она сложилась. Ольга имеет хорошее образование и колоссальный опыт работы, 9 лет она работала в Петербурге, в театрах. Она в теме. Сын буквально вырос в Центре культуры, в каком-то смысле он «сын полка». Профессия его, думаю, будет связана с культурой, хотя в свои 16 он прекрасно разбирается в технике, собрал и разобрал «Жигули», доставшиеся от деда, моего отца. Я предоставляю ему свободу выбора, пусть пока ищет себя. Главное, что у него есть желание не получить, а заработать деньги. Это, на мой взгляд, похвально.

— В наш прагматичный век такая «монета» как спасибо не в чести, как говорят, в карман не положишь, но как же греет по-прежнему простое слово душу, пуще медали. Как часто вы говорите спасибо?
— Чем больше испытываю неблагодарность по отношению к себе, тем больше стараюсь благодарить людей, говорить спасибо тем, с кем вместе работаю, и тому, кто уже в силу возраста ушел на пенсию, отработав в центре долгие годы. Есть традиция — на Новый год поздравительную открытку подписываю и отправляю каждому, от уборщицы до замдиректора нашего центра, индивидуально. Творческому человеку необходимо внимание и своевременное спасибо. Знаю, потому и делаю это. Рад, когда рады все 300 человек, получивших хоть небольшой знак внимания.
Беседовала Наталия КРУПИЦА.
Ноябрь 2012 г.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: vitbichi.by. Фото из архива.