5 мая исполняется 90 лет со дня рождения Почетного гражданина Витебска Валентина Васильевича Михельсона

logo
Пятница, 03.05.2019 08:56 | Рубрика: Общество
05085

5 мая исполняется 90 лет со дня рождения Валентина Васильевича Михельсона, Почетного гражданина Витебска, руководителя, с именем которого связан стремительный рывок вперед в социально-экономическом развитии города на Двине.

Валентин Михельсон принадлежит к славной плеяде коммунистов машеровского типа, то есть партийных и советских работников, для которых вера в идеалы не подлежала пересмотру, а интересы дела, людей, страны в целом были превыше всего. При назначении Валентина Михельсона на должность первого секретаря Витебского городского комитета Коммунистической партии Белоруссии Петр Машеров, в те годы первый секретарь ЦК КПБ, дал напутствие Валентину Васильевичу: «Бойся мещанского духа. Главное — люди. Чтобы были обеспечены хорошей работой, заработком, жильем. Никаких бюрократических замашек. Чаще бывай в коллективах. Основательно займись кадрами». Эти принципы стали путеводной звездой для Валентина Михельсона. Он создал в городе команду талантливых и добросовестных управленцев, вдохновил витебчан на великие свершения.

Валентин Васильевич родился в поселке Выдрица тогдашнего Ореховского, ныне Оршанского района в семье рабочего. Его отец, коммунист Василий Михельсон, был одним из строителей первенца отечественной энергетики — БелГРЭС. Именно Василий Кондратьевич преподал сыну первые уроки жизни, заложил в подростка крепкую моральную основу. Хорошей школой для молодого человека стали и его работа на селе (был вначале заместителем председателя колхоза, затем в этом же хозяйстве — секретарем первичной комсомольской организации), и пятилетняя служба в рядах Военно­-морского флота СССР. В дальнейшем Валентин Михельсон — на комсомольской и партийной работе: в разные годы был первым секретарем Ореховского райкома ЛКСМБ, Витебского обкома ЛКСМБ, Витебского горкома КПБ, заведующим отделом обкома партии.

Вместе с Витебском, витебчанами, своими соратниками (именно так можно говорить о команде Михельсона) он пережил настоящий взлет, возглавляя горком партии. Под руководством Валентина Михельсона с 1971­го по 1986 год доселе довольно скромный Витебск преобразился буквально на глазах, вошел в число лучших городов республики и стал высоко котироваться среди областных центров Советского Союза.

Трудовых свершений в то время у витебчан было множество, и даже как­-то смешно говорить о так называемой эпохе застоя. У Витебска в 1970­е—1980­е была другая эпоха — расцвета. Строительство проспектов Московского, Черняховского, Генерала Людникова, Строителей, улиц Чкалова, Пет­руся Бровки, Терешковой, монументального комплекса площади Победы с ее знаменитыми тремя пилонами, устремленными ввысь, реконструкция центральной улицы Ленина, включая удаление с нее трамвайных путей, благоустройство площади Свободы и парка имени Фрунзе, возведение ресторана «Аврора» (нынешняя «Северная столица») с красивым жилым домом над ним; завершение долгостроев — гостиницы «Витебск» и физкультурного техникума по улице Лазо; появление индустриальных гигантов — телезавода с его инфраструктурой социального назначения и Восточного промышленного узла; открытие троллейбусных линий; строительство областной клинической больницы, Дворца культуры в парке имени Фрунзе (нынешний концертный зал «Витебск»), Дворца спорта «Комсомолец», гостиницы «Ветразь», бассейна «Маладосць», третьего автомобильного моста через Западную Двину, новых зданий тогдашних педагогического и медицинского институтов, аэродрома; реконструкция здания драматического теат­ра имени Якуба Коласа; начало возведения гостиницы «Лучеса» и Летнего амфитеатра.

За «эпоху Михельсона» были реконструированы и оснащены современным оборудованием все промышленные предприятия города. Приступили к работе второй строительный трест (№ 28) и завод КПД домостроительного комбината. Вдвое увеличилось производство ковровых изделий. Была решена проблема тепловодоснабжения. Началось активное внедрение газификации. Постоянно наращивались объемы строительства жилья; появлялись новые жилые кварталы и объекты социального назначения. Было установлено «правило Михельсона»: в год вводить по одному­-два детских сада.

Конечно, во всем этом заслуга десятков тысяч витебчан, корпуса руководящих работников. Но аккумулировал созидательную энергию в тот «золотой век» первый секретарь горкома партии Валентин Михельсон. Десять раз за этот период Витебск становился победителем Всесоюзного социалистического соревнования, награждался переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и в конце концов получил Красное Знамя на вечное хранение. Поистине победное шествие города на Двине!

Но каким Валентин Васильевич был человеком в личностном плане? Об этом лучше всего знают те, кто являлся его соратником, товарищем и другом. Безусловно, если публиковать мнения всех, кто посчитал бы за честь сказать доброе слово о Валентине Михельсоне, едва ли хватило бы газетного номера.

Участники заседания бюро Витебского горкома КПБ 9 мая 1987 года. В первом ряду — Герой Советского Союза Почетный гражданин Витебска Леонид Филипенко,
Герой Советского Союза Почетный гражданин Витебска Георгий Ковтунов, Валентин Михельсон, Николай Федорчук,
Герой Социалистического Труда Почетный гражданин Витебска Михаил Титов, второй секретарь горкома партии Геннадий Кузьменко.

Николай ФЕДОРЧУК, Почетный гражданин Витебска, в разные годы — первый секретарь Первомайского райкома партии, председатель горисполкома, заместитель председателя облисполкома:

— Валентин Васильевич оставил большой след в истории города. Патриот Витебска до мозга костей. Талантливый партийный руководитель и хозяйственник. Не случайно городская парторганизация долгие годы избирала Валентина Михельсона на должность первого секретаря. Люди уважали его за высокие профессио­нальные и моральные качества, верили ему, шли за ним. Он был кристально честным человеком. Воплощал собою облик истинного коммуниста. Очень тяжело переживал развал партии и Союза. Я был рядом с Валентином Васильевичем в его последние дни жизни и скажу вам, что он ни на мгновение не усомнился в коммунистических идеалах, которым оставался верен до конца. Валентин Васильевич был замечательным человеком, добрым. С ним легко работалось. Он умел создавать вокруг себя творческую и доброжелательную атмо­сферу, когда каждое утро ты просыпаешься с приятными мыслями о предстоящем дне и с удовольствием идешь на работу. Нет, Валентин Михельсон не был добреньким. За дело мог спросить очень строго. Подчиненные именно не боялись, а уважали его. Со всеми умел находить общий язык: и с рядовыми работниками, и с высокими руководителями республиканского и союзного уровня. Терпеть только не мог подхалимов. Валентин Васильевич пользовался большим авторитетом у партийного и советского руководства области, республики. Его ценил и уважал Петр Миронович Машеров. Валентин Михельсон тщательно, грамотно, талантливо подбирал кадры, ценил и берег людей, помогал им. Мог не один год присматриваться к человеку, прежде чем рекомендовать на ту или иную должность. Очень многим дал путевку в жизнь. Его страстью была строительная отрасль. Михельсон не был кабинетным начальником — все время в массах, на объектах. Часто на планерки брал меня. Знал руководителей и инженерно­-технических работников строительных организаций по имени­-отчеству, прекрасно оценивал возможности и качества всех подрядчиков, генподрядчиков. Валентин Васильевич жил городом, его делами, его развитием, устремленностью в будущее. Для меня Валентин Михельсон был великим учителем и в моей памяти навсегда останется светлым человеком.

Михаил ГРИГОРЬЕВ, в годы СССР — партийный и советский работник, в 1995—1996 годах — председатель Витебского горисполкома:

— Расскажу о таком эпизоде. В 1986 году нас с Валентином Михельсоном принимал первый секретарь ЦК КПБ Николай Слюньков. Валентин Васильевич уходил тогда с должности первого секретаря горкома на должность заведующего отделом обкома партии, меня утверждали вторым секретарем горкома. Добрых двадцать минут Николай Никитович объяснял мне, кто такой Валентин Михельсон. Говорил, что негласно соревновался с Валентином Васильевичем, когда возглавлял Минский горком партии, ревностно следил за успехами Витебска. И всегда, говорил он, побеж­дал Михельсон. А потом Николай Никитович махнул кулаком и сказал мне: «Работать должен, как Михельсон! Сдашь хоть одну позицию — пеняй на себя». Я бы отметил одно из главных качеств Валентина Васильевича — умение подбирать кадры, расставлять на ключевых постах знающих, работоспособных, порядочных людей. Это один из секретов успешного развития Витебска в те годы. Валентин Васильевич всегда долго присматривался к тем, кого выбрал для себя кандидатом, обращал внимание на эрудицию, профессиональное отношение к делу. У него были жесткие требования к кадрам. Но и людей он берег, всегда за них заступался. Был очень требовательным в работе, исключительно принципиальным, но и помогал подчиненным. Он был сердечным человеком. Не хотелось сработать плохо, чтобы потом не было стыдно перед Михельсоном. И я никогда не слышал, чтобы на кого-­то повысил голос. Авторитет — вот в чем была его сила. Он оказывал нам доверие, и мы все старались не подводить Валентина Васильевича.

Владимир КИЧИГИН, в разные годы — заведующий отделом Железнодорожного райкома партии, горкома партии, председатель Железнодорожного райисполкома, первый секретарь Железнодорожного райкома партии, заместитель председателя, затем — первый заместитель председателя горисполкома:

— Валентин Васильевич Михельсон был для нас вершиной, к которой хотелось стремиться. Он был талантливым руководителем. Обладал исключительной силой воли. Спрашивал за дело строго, но никогда не доходил до унижения человека как руководителя, как личности. Его уважали, это я с уверенностью могу сказать. Боялись прийти к нему не подготовленными по тому или иному вопросу. Одно из главных его качеств — то, что он всегда досконально вникал в суть дела. Мы учились этому у Валентина Васильевича. Его особой страстью было строительство, хотя и всем другим экономическим вопросам он уделял должное внимание и нас на это настраивал. Причем при нем развивалось именно градообразующее строительство — тот же телезавод, завод заточных станков, «Эвис­тор», котельная «Восточная», возведение жилья. Он и спрашивал со строителей, и уважал их. Нынешний концертный зал «Витебск» появился исключительно благодаря энергии Валентина Михельсона: он ездил в Москву и пробивал в высоких кабинетах этот объект. Как много было сделано в городе под началом Валентина Васильевича в период подготовки к празднованию тысячелетия Витебска! Вся эта огромнейшая программа легла на его плечи. Вообще, он много работал. Казалось, у него не было вовсе личной жизни. Мы знали об одном его увлечении — охоте. Это было для него наилучшим отдыхом. Валентина Васильевича уважали далеко за пределами Витебска. Мне доводилось бывать с ним на республиканских совещаниях. И я видел доброе к нему отношение со стороны коллег из других областей. Недаром говорят, что великое видится на расстоянии. Огромный масштаб личности Валентина Михельсона особенно ясно осознаешь с высоты прошедшего времени. Он много хорошего сделал для города, для витебчан. Надо знать о таком человеке и помнить его.

Лариса ЧУПАХИНА, с 1985-­го по 1991 год — секретарь горкома партии:

— У меня отец военный, и когда я при­ехала в Беларусь, то как будто попала в другой мир, где все овеяно боевой славой. Про Витебск отец нам сказал: «Я привез вас в очень красивый город». А потом мне повезло и на руководителя: работала в горкоме партии под началом Валентина Васильевича Михельсона. Об этом человеке можно много говорить. Он действительно был выдающейся личностью. Ему было дано от природы вести за собой людей, вдохновлять их на большие дела. Наравне с требовательностью, укреплением партийной дисциплины, категоричностью суждений по принципиальным вопросам умел слушать и слышать людей, всегда уважал в человеке человека. Мне неизвестны случаи, когда Валентин Васильевич повысил бы голос, оскорбил кого­то грубым словом. В самых сложных ситуациях сохранял выдержку и терпение. С почтением относился к женщинам, как истинный джентль­мен. Патриот Витебска, он был полон смелых замыслов по развитию города. Не все идеи находили поддержку в Минске, в Моск­ве. Но никогда не вынашивал не­осуществимых проектов. Был мечтателем, но оставался реалистом. И — бережное отношение к кадрам. Помню такой случай. В один из зимних дней, в сильные морозы, Валентин Васильевич находился в Москве. А тут чрезвычайное происшествие: на улице «Правды» прорвало трубы. И так вышло в тот момент, что среди секретарей горкома осталась только я. Мне предстояло в срочном порядке проводить бюро, мобилизовать все силы на устранение последствий аварии. Очень волновалась. Валентин Васильевич позвонил из Москвы, ободрил меня, уверил, что я обязательно справлюсь. И потом, когда он вернулся и выслушал мой отчет, сказал, что я все сделала правильно. Валентин Васильевич так умело вел кадровую политику, что в партийные и советские органы города случайные люди не попадали. Он создавал команду таких же самоотверженных, преданных делу и городу людей, каким был сам. Он был бессребреником и бескорыстию учил нас. Отношению к работе с максимальной отдачей — вот чему я училась у Валентина Михельсона. Его внезапный уход с должности первого секретаря горкома был громом среди ясного неба и для него самого, и для всех, кто с ним работал рядом. А ведь никаких предпосылок для этого не было. А потом пришло время крутых перемен. Не стало ни партии, ни большой советской страны. И вот однажды, когда я работала в должности директора театра «Лялька», который разместился в бывшем здании горкома, Валентин Васильевич зашел к нам. Я повела его по театру. Помещение, в котором когда-­то проводились бюро и кипели страсти, теперь было оборудовано под камерный зрительный зал. «Надо же, — усмехнулся Валентин Васильевич, — и сейчас в этом зале разыгрываются драмы». А потом сказал: «Молодцы, все так опрятно. Здание у вас в хорошем состоянии. Мы поступили правильно, когда решили разместить здесь новый театр».

Александр СКАЧКОВ, гвардии генерал-­майор в отставке, воин­-интернацио­налист, в 1987—1989 годах — командир 317-­го парашютно­-десантного полка, после вывода части из Афганистана — первый заместитель командира, затем командир 103­й гвардейской воздушно-­десантной дивизии, в дальнейшем, до выхода в запас, — командующий мобильными силами белорусской армии:

— Это был человек с добрым сердцем и открытой душой, доступный и отзывчивый. Он никогда не кичился своим высоким положением. Мы познакомились с Валентином Васильевичем в 1989 году, когда он работал в обкоме партии. Нужно было решать вопросы и по трудоустройству жен наших офицеров, и по определению их детей в садики. Помощь Валентина Васильевича была действенной. Для него не существовало второстепенных вопросов: все, с чем к нему обращались, было для него важным. Понимал сущность интернациональной миссии, которую выполняла Советская Армия в Афганистане, и относился к военно­ служащим с уважением. Он дружил с генерал-­майором Иваном Рябченко, командиром 103­й воздушно-­десантной дивизии в момент ее вхождения в Афганистан. Валентин Васильевич в силу служебного положения знал не понаслышке о ситуации в этой стране, о мужестве советских людей и всегда интересовался делами дивизии. И когда в витебскую семью приходила беда, Валентин Васильевич не оставался безучастным, старался помочь близким родственникам погибших на афганской войне воинов-­интернационалистов, поддержать морально, решить какие-­то проблемы. Относился к ним с большой теплотой и вниманием. Это отмечали все, кто с ним работал. Нас связывали простые человеческие отношения. Мы часто встречались, ездили на охоту. С ним приятно было общаться. Мы могли говорить на какие угодно темы… Валентин Васильевич был светлым, красивым человеком. И память о нем светлая.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ.