Как работает «Витебсклифт»: наш корреспондент «примерил» на себя обязанности оператора диспетчерского пункта

logo
Четверг, 06.09.2018 08:04 | Рубрика: Общество
07209

Задумываемся ли мы о том, что все лифты, которыми пользуемся ежедневно, находятся под бдительным контролем невидимых для пассажиров операторов? Вряд ли. А ведь интересно, как это все происходит? Наш корреспондент, прежде чем готовить материал, «примерил» на себя обязанности оператора диспетчерского пункта.

«Спокойно, вас слушают…»

Переговариваться с невидимым диспетчером с помощью кнопочки связи в лифте мне, к счастью, не доводилось. Не застревала, слава богу, ни разу. Но, признаюсь, когда пользуюсь вертикальным транспортом, хочется нажать на кнопку «Вызов». Интересно, ответят ли?

С этими мыслями и отправилась в самый крупный в Витебске центральный диспетчерский пункт технического обслуживания лифтов в микрорайнах Юг-5 и Юг-6, который разместился в здании бывшего жилищно-экс­плуатационного участка (часть площадей здесь и сейчас занимают сантехники). Захотелось попробовать себя в роли оператора, который придет на выручку тому, кто неожиданно застрянет в лифте.

— Таких случаев за смену, которая сегодня началась в 8.00 и закончится в 20.00 (завтра в ночную), может и не быть, — говорит оператор с двадцатилетним стажем Нина Суедова. — И это прекрасно, считай, удачная смена. А бывает и по 15 вызовов. Вчера было три застревания в лифте. Срочно отправила по указанным адресам механиков. Иной раз им приходится преодолевать большие расстояния. Зона обслуживания — улицы Воинов-интернационалистов, Чкалова, прос­пект Строителей и до проспекта Черняховского. Но за 20, максимум 40 минут должны освободить застрявших в лифте. Всякие неудобства для пассажиров вертикального транспорта и нам неприятны. Делаем оперативно все, чтобы устранить побыстрее неполадки. Обычно такие случаи происходят в час пик, когда граждане спешат и возвращаются домой с работы.

Осматриваю рабочее место оператора. Огромные панели, занимающие несколько столов, с мигающими красными точками, на стеллажах оборудование, где уже кнопки не мигают. Что за панели, что за кнопки?

— Это оборудование, на котором видна вся картина для оператора. В каком доме движется лифт, где он остановился и на каком этаже, долго ли стоит — это особенно важно, сразу выясняем причину, связываясь по громкой связи с теми, кто в лифте, словом, «читаем» информацию и оперативно принимаем меры. Со всеми лифтами, а их в нашем диспетчер­ском пункте 423, имеем связь, — поясняет Нина Ивановна.

Каким же должен быть наметанным глаз, чтобы с ходу определить, все ли в порядке в лифтовом хозяйстве!

— На это нужно ни много ни мало — двадцать лет, — полушутя замечает Нина Суедова. — А если серьезно, то довольно быстро можно освоить «кухню» оператора. Главное, было бы желание.

Свою работу Нина Суедова любит и дорожит ею. Случаи всякие бывают, но она со всеми вежлива. Уравновешенным голосом произносит: «Спокойно, вас слушают». Однажды пьяный мужчина спиной нажал на кнопку вызова, а сказать, что с ним, не смог. Лифт остановился, и нужно было что-то делать. Вышедший на место механик помог выбраться нетрезвому пассажиру. А однажды, возвращаясь с ночной смены, мужчина уронил в шахту ключи от квартиры. Вызов Нина Суедова перенаправила в лифтовую аварийную службу. А сколько грубиянов, которые, застряв, выплескивают на работников лифтового хозяйства ушаты помоев! Сколько вандалов, которые уничтожают, выжигают в лифтах кнопки вызовов и приказов! С горечью об этом говорила оператор.

К слову. На обслуживании в ОАО «Витебсклифт» 21 диспетчерский пункт. Идет работа по укрупнению и созданию одного диспетчерского пункта по улице Софьи Панковой, 2. Только в этом году сокращен один по улице «Правды», 41 и запланирована ликвидация диспетчерских пунктов по улицам 2-я Бядули, Герцена, 24.

На лифте… с ветерком?

О том, какие задачи стоят перед коллективом «Витебсклифт» в текущем году и до 2021-го, что собой представляет лифтовое хозяйство, наш разговор с директором предприятия И. Радкевичем.

С самого утра Иван Иванович решал вопросы с заводом «Могилевлифтмаш» по поводу поставки новой партии лифтов. Какое количество, на какое время, чтобы можно было заказать погрузчик или кран для разгрузки… Словом, увязать все моменты в логистической цепочке.

— Сейчас идет модернизация лифтового хозяйства по всей республике в соответствии с поручением Президента и концепцией совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства, — поясняет он. — Модернизация проводилась и раньше согласно подпрограмме «Безопасный лифт» государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда». Но из-за недостатка финансирования произо­шло отставание от графика. До 2021 года лифтовое оборудование в жилых домах по всей республике должно быть приведено в надлежащее техническое состояние.

— Иван Иванович, давайте поговорим более подробно о структуре лифтового хозяйства.

— ОАО «Витебсклифт» обслуживает лифты в жилых домах, больницах, административных зданиях и гостиницах в Витебске, Орше, Богушевске, Бешенковичском, Лепельском рай­онах. Все остальные города и поселки, в том числе Полоцк и город нефтяников, на попечении другого предприятия — «Новополоцклифт». Всего на обслуживании имеем 3105 лифтов, из которых 2467 — в жилом секторе. Отработали нормативный срок 798 единиц, которые предстоит заменить согласно программе «Комфортное жилье и благоприятная среда». Сразу оговорюсь: несмотря на истекшие нормативные сроки (а это 25 лет), лифты находятся в технически исправном состоянии и обеспечивают безопасность передвижения пассажиров, поскольку постоянно проводятся регламентные работы и диагнос­тика оборудования, после чего сроки эксплуатации продляются от года до трех лет. Но поскольку мы говорим о комфортном жилье и благоприятной среде, значит, даже в старых домах лифтовое оборудование должно соответствовать современным требованиям, быть еще более безопасным. Этого требует и технический регламент Таможенного союза.

— Лифт и скорость — понятия несовместимые?

— Еще как совместимые! Увеличение скорости — одно из достоинств новых лифтов. Вертикальный транспорт должен двигаться быстрее. Вот сравните: раньше лифты двигались со скоростью 0,7 метра в секунду, новые — не менее метра в секунду. Это большая разница.

Но есть и ряд других преимуществ. В новом оборудовании, которое мы сейчас меняем в домах, где устанавливались лифты в 1980-х годах, имеются частотные преобразователи, позволяющие плавно двигаться и бесшумно открываться дверям. За счет преобразователей потребляется на 30 процентов меньше электроэнергии. Грузоподъемность увеличена до 400 килограммов, можно в такой же кабине перемещаться не четырем, а пяти человекам. Кабина оснащена антивандальным оборудованием, видеокамерой. Увеличились сроки гарантии до пяти лет (было 18 месяцев) и эксплуатации — до 30 лет (было 25).

— Получается, вертикальный транспорт — самый надежный?

— Лифты считаются объектами повышенной опасности, но при грамотной эксплуатации, техническом обслуживании они себя надежно зарекомендовали. Если представить картину, что кабина стала падать, то через 150 миллиметров она будет подхвачена ловителями. Кабина закреплена не менее чем тремя канатами, имеющими коэффициент запаса прочности 15,2 каждый.

— Иван Иванович, где сейчас идет монтаж нового оборудования?

— В этом году предстоит установить в Витебске 247 лифтов. Уже заменены в домах №№ 4, корпус 1 по улице Смоленской; 10, корпус 3 по улице Лазо; 35 по улице Гагарина. Ведется монтаж лифтового оборудования в домах №№ 16, 20, корпуса 2, 3, 22, корпус 3 по проспекту Строителей; 39 по Московскому проспекту; 11, корпус 3 по улице Петруся Бровки. Из областного бюджета на эти нужды выделено 10,8 миллиона рублей.

Иван Радкевич работает в лифтовом хозяйстве сорок лет. Тридцать из них — в должности директора. Знает о лифтах все. Что интересно: именно в начале восьмидесятых годов прошлого века в составе монтажного участка он устанавливал в Витебске лифтовое оборудование, которое сегодня нужно менять. Тогда очень активно шло строительство жилья в городе, монтировали до ста лифтов в год.

И еще один момент, на котором стоит акцентировать внимание: за все эти годы ни разу не было случаев обрыва канатов, падения кабин, травмирования людей в лифтах со смертельным исходом (тьфу-тьфу!). А вот поджоги случались. И это происходило по вине самих граждан. Был такой случай, когда в ночь на Ивана Купалу кто-то поджег собранные коврики в лифтовой кабине. В результате ни­кто не пострадал, а вот оборудованию был нанесен колоссальный урон.

— Стоимость одного нового пассажирского лифта колеблется от 24 до 30 тысяч рублей, а грузопассажирского и того больше — около 40 тысяч. Чем выше этажность в доме, тем дороже лифт, — говорит Иван Иванович. — И как обидно, что находятся вандалы, которые посягают на лифтовое имущество. Недавний случай, произошедший в одном из домов в микрорайоне Медцентр, показателен. Подвыпивший и застрявший в лифте мужчина решил выместить свой гнев на проходных дверях кабины, поломав створки. С помощью видеокамеры вандал был вычислен, ему грозит немалый штраф. На ремонт узлов, редукторов, элект­родвигателей, электрооборудования, замену канатов и так далее требуются немалые деньги, которые выделяются из областного бюджета. Это должны понимать граждане и бережно относиться к лифтовому оборудованию.

Не могли в разговоре не затронуть такой важный вопрос, как квалифицированные кадры, которых не хватает ОАО «Витебсклифт». У предприятия есть договоренность с государственным профессионально-техническим колледжем машиностроения имени М. Ф. Шмырева, который в 2020 году выпустит первых восемь электромехаников по лифтам.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: профессия работника лифтового хозяйства престижна и востребована. А с учетом реализации государственной программы по комфортному жилью — тем более.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Елена БАШУН. Фото автора.