Ошибаться — это не страшно! Учитель начальных классов витебской гимназии № 7 имени П. Е. Кондратенко рассказала, на что важно обратить внимание родителям младших школьников

logo
Четверг, 25.04.2024 08:56 | Рубрика: Общество
0576
Что такое функциональная грамотность и почему так важно овладеть ее азами еще в начальной школе? Как научить школьников не просто читать, а находить информацию между строк? Ответы на эти вопросы знает учитель начальных классов витебской гимназии № 7 имени П. Е. Кондратенко Елена Дубодел.


Педагог с более чем 20-летним стажем обратила внимание, что современные дети мало и неохотно читают, а если и берутся за книгу, то предпочитают комиксы с яркими картинками и минимумом текста. Со своими учащимися она попробовала изменить такое положение вещей.

— Поколению визуалов требуется постоянная смена зрительных образов. Безусловно, следует учитывать эту особенность при подготовке к учебным занятиям. Во все времена дети любят приключения, загадки, их манит неизвестное. Вот на эти качества делаю ставку, когда начинаем изучать новое произведение. Мы не просто читаем и пересказываем текст, а отправляемся в путешествие, ищем «клад», который «спрятал» от нас автор. Важна каждая деталь, мелочь, чтобы лучше понять характеры героев. На уроке обязательно присутствуют вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать, высказать свое мнение, — рассказывает о своих педагогических приемах Елена Дубодел. — Так постепенно формирую у детей читательскую грамотность, которая является базовым компонентом функциональной грамотности. По сути, это способность учащегося мыслить не шаблонно, а делать выводы, а потом при случае и моделировать описанные ситуации в реальной жизни.

Такое вдумчивое изучение литературных произведений помогает также пополнять активный словарный запас учащихся, обогащает их разговорную речь пословицами, поговорками, фразеологизмами, крылатым выражениями.

— Главное, не давать детям готовых решений, — отмечает педагог. — Можно подсказать, направить, намекнуть, но ни в коем случае не делать ничего за них. Иначе радость открытий и собственных побед вскоре превратится в банальное безразличие. Зачем напрягаться, если учитель сделает всё за тебя?

Елена Дубодел считает, что каждый ребенок — это отдельная Вселенная, наблюдать за его взрослением — одно удовольствие. А вот главная задача учителя — заинтересовать своим предметом ученика. Это порой нелегко.

— Приходится применять своего рода WOW-эффект: сразу давать нестандартные факты, делать спорные заявления, а возможно, и… ошибочные. Да-да, я иногда умышленно делаю ошибки. Во-первых, чтобы проверить внимательность учащихся, а во-вторых, на своем примере показать, что ошибаться — это не страшно. Ведь многие дети не хотят отвечать у доски, опасаясь допустить оплошность и выглядеть смешными в глазах одноклассников, — рассказывает педагог. — Иногда для того, чтобы удивить учащихся и создать WOW-эффект на занятии, достаточно просто грамотно смоделировать ситуацию успеха. Так устроен почти каждый школьник: хочется получить все и сразу, не задумываясь над тем, что любой результат — это планомерная и последовательная работа. Поэтому просто надо сравнить, как «было» и «стало». «Ребята, помните, чему мы хотели научиться в начале урока? А теперь вы знаете, как это делать?» В ответ — дружное «Да!» и сияющие глаза.

Как отметила Елена Дубодел, ее методика преподавания очень мобильна, она как бы подстраивается под потребности конкретных детей.

— Саморазвитие, самообразование — это неотъемлемая часть профессии. Без желания каждый день узнавать что-то новое в школе делать нечего, — считает она. — Еще педагог должен иметь безграничное терпение, уметь находить контакт не только с детьми, но и их родителями. Лишь открытые, доверительные отношения между родителями и учителем помогут успешному обучению ребенка в начальной школе. Ведь корни многих проблем учащихся — в семье, когда нарушены детско-родительские отношения.

Пример тому и печальная тенденция: в первые классы приходит всё больше детей с дефектами речи.

— Родители разучились разговаривать со своими детьми. Уже никого не удивит картина, когда годовалый ребенок всю прогулку сидит в коляске с телефоном. Дальше — больше. Уже с первых классов у детей появляются репетиторы, которые не дают какие-то дополнительные навыки, например, по скорочтению, ментальной арифметике, а просто разбирают с ними домашнее задание. В школе такие учащиеся чаще всего невнимательны, равнодушны к происходящему. А зачем им стараться? Потом ему всё еще раз объяснят, покажут, а то и сделают за него, — сетует Елена Дубодел. — А ведь помочь ребенку сделать домашнее задание — это отличная возможность побыть с ним рядом, разделить радость новых открытий, первым заметить проблеснувшую искорку таланта.

К сожалению, всё чаще готовность ребенка к школе родители оценивают по формальным признакам: умению читать, писать, считать до ста.
— Но никто даже не замечает, что ребенок слушает, но не слышит взрослого. А между тем это основной навык, которым должен обладать ученик, — считает Елена Дубодел. — Задача начальной школы — привить интерес к процессу обучения. А как его сформировать, если ребенок не может ни на минуту сконцентрироваться? У учителя начальной школы очень важная миссия: он должен очень бережно сохранить в ребенке мир детства, но в то же время познакомить со взрослой жизнью. Надеюсь, у всех моих учащихся она будет яркой, успешной, наполненной множеством радостных событий.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Мария БУДКЕВИЧ. Фото из личного архива Елены Дубодел.