Ликвидатор аварии на ЧАЭС Александр Клопов: не думали о страхе, просто нужно было справиться с бедой в кратчайшие сроки

logo
Среда, 26.04.2023 17:03 | Рубрика: Общество
01104

Эта история ликвидатора – одна из многих, что звучит в эти дни, когда мы вспоминаем про события 1986 года, разделившие жизнь белорусов на «до» и «после».

– Об аварии я узнал вместе со всеми по телевизору, и сначала казалось, что это не так страшно, но уже через неделю стало понятно, что взрыв реактора – это катастрофа.

Так вспоминает события 37-летней давности лесничий Тарасенковского лесхоза Витебского района Александр Клопов. В лесхоз Александр Анатольевич пришел в 1997 году. Начинал егерем, лесником, более 20 лет работал помощником лесничего Суражского лесничества. В прошлом году назначен на должность лесничего Тарасенского лесничества. В 2021 году Александр Клопов был награжден нагрудным знаком Министерства лесного хозяйства республики «20 лет безупречной службы».

А в 1986 году ему было 22 года. Он служил в милиции, уже была семья, и молодой отец, коммунист, секретарь комсомольской организации сводного отряда Витебского УВД в числе первой сотни сослуживцев уехал в Чернобыльскую зону. Был приказ: приступить к ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Вот только что это такое – ликвидация, тогда никто еще не понимал...

Командировки длились по 30 дней. Работали по 12 часов в сутки, в том числе и ночами. В Брагинском и Хойницком районах выселяли людей с загрязненных территорий, а позже и охраняли выселенные деревни. Случалось, что выселенные люди тайком возвращались в свои дома, чтобы прихватить какие-то необходимые им вещи. Приходилось им разъяснять, что делать этого нельзя ни в коем случае, уговаривать и убеждать покинуть смертельно опасную, загрязненную зону.

– Мы знали, конечно, что радиация – это опасно, хотя и самим поверить было трудно, ведь она не пахнет! – рассказывает Александр Клопов. – Физического дискомфорта никто не чувствовал, хотя облучение, конечно, «хлебнули», ведь выбросы на станции продолжались до конца сентября, пока реактор не накрыли саркофагом. Но мы были солдатами, добросовестно несли свою службу, и приказы, как говорится, не обсуждаются, а выполняются. Конечно, напряжение присутствовало, но мы были молодые, азартные, и страха как такового не ощущали. Думаю, многие ликвидаторы тогда также не думали о страхе. Просто нужно было в кратчайшие сроки справиться с бедой.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Подготовила Наталья ДРОЗДОВА.