Директор витебской гимназии №2 Константин Киселев: интеллект — главный ресурс Беларуси

logo
Понедельник, 10.04.2023 12:04 | Рубрика: Общество
01401

Гены не обманешь!

В этом учебном заведении чтут историю, которая берет начало еще с послереволюционных времен, не забывают имена директоров школы № 9, на базе которой в 1996 году была создана гимназия, но самые высокие результаты и рекорды, которых добился коллектив и ее ученики в последние 10 лет, связывают с сегодняшним директором Константином Киселёвым.


Константин Леонидович пред­ставляет уже четвертое поколение большой педагогической династии: учителями были его дед, бабушка, отец. Вот уже два года его младший брат Александр Киселёв возглавляет витебскую гимназию № 5 имени И. И. Людникова, только Константин Леонидович — гуманитарий, а Александр Леонидович — математик. И состязание директоров — лирика и физика — и их гимназий, кажется, выходит на интересную орбиту.

В послужной список руководителя стоит добавить, что он автор республиканских экспериментальных и инновационных проектов, многочисленных научно-методических статей, посвященных управлению развитием учреждения общего среднего образования, вопросам теории и истории русской и зарубежной литературы, лауреат почетного звания «Человек года Витебщины — 2015», член совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В 2022 году указом Президента награжден медалью «За трудовые заслуги».

О языках и не только

Гимназия всегда считалась элитным учебным заведением — отдать сюда своего ребенка остается заветным желанием многих родителей.

Сегодня в гимназии № 2 изучают шесть иностранных языков: помимо английского еще немецкий, французский, испанский, шведский и китайский.

Но еще одна особенность этого учебного заведения выделяет его в системе нашего обязательного общего среднего образования.


— Да, свои «иноязычные» традиции мы сохраняем, но в 2014 году я столкнулся с тем, что заставило меня задуматься о дальнейшем пути развития гимназии, — рассказывает Константин Киселёв. — Мы показали тогда на первый взгляд неплохие результаты: наши ученики завоевали 8 дипломов на республиканской олимпиаде, но это максимум, который мог быть в формате лингвистической гимназии. Не скрою, мы средненько сдали ЦТ по предметам — кроме, конечно, иностранных языков. И поэтому я тогда просчитал и предложил коллективу путь многопрофильной гимназии, или как я ее назвал, гимназии максимальной реализации.

С 8-го класса в гимназии № 2 дети обучаются по пяти направлениям: лингвистическое, гуманитарное, экономическое, инженерно-техническое, медицинское.

— И вот прошло 10 лет...

— Когда сегодня родители приводят ребенка в нашу гимназию, они уверены, что в ее стенах он получит развитие в любом направлении. И это действительно так. У нас лучшие педагогические кадры в области и стране буквально по каждому предмету, поэтому и результаты есть: ежегодное 100-процентное поступление выпускников в ведущие вузы.

Наших выпускников можно встретить абсолютно повсюду: они работают в IT-сфере, в посольствах, в МИДе, в облисполкоме и министерствах, есть замечательные педагоги, юристы и экономисты, врачи, и их становится больше после создания в гимназическом обучении медицинского профиля.

Об олимпиадном движении

Гимназия занимает ведущие позиции в Беларуси в олимпиадном движении: только за последние три года гимназисты завоевали 174 диплома областных олимпиад, 80 — республиканских и 25 медалей международных олимпиад. Последний рекорд поставлен в этом году: гимназисты завоевали 28 дипломов на республиканской олимпиаде и третий год подряд с большим отрывом стали лучшими в стране.

В чем руководитель видит особую важность участия детей в олимпиадном движении?

— Я считаю, у ребенка должно быть как можно больше такого опыта и мы обеспечиваем это в полной мере, — рассуждает Константин Киселёв. — Вот только прошли этап республиканских олимпиад, а мы с коллективом уже думаем о том, как развивать детей дальше, обсуждали, какие инновации вводить на следующий цикл, какие шаги необходимы для дальнейшего прогресса.


Почивать на лаврах некогда

В образовательном пространстве Витебской области и Беларуси у гимназии № 2 высокий рейтинг: в разное время она заносилась на Республиканскую доску Почета как победитель соревнования среди организаций образования и науки, неоднократно — на доску Почета города Витебска и области.

— Несомненно, дипломы и медали работают на наш престиж и авторитет. Все понимают, что гимназия № 2 — это жемчужина Железнодорожного района, так оно и есть! — делится Константин Киселёв. — И спасибо большое руководству: председателю областного Совета депутатов Владимиру Терентьеву, начальнику главного управления по образованию обл­исполкома Дмитрию Хоме, городскому и районному руководству, которые оказывают коллективу должное внимание, помогают, живо откликаются на все наши нужды. В прошлом году, например, за победу в олимпиадном движении мы получили денежные средства, за счет которых на территории гимназии отреставрировали памятник погибшим в Великой Отечественной войне выпускникам средней школы № 9. Символично, что сделали это в Год исторической памяти, получилось очень достойно и красиво. Остальную часть «победных» денег вложили в укрепление учебной, прежде всего информационной базы для образовательных целей — купили 4 мультиборда, а также ноутбуки, планшеты. Но почивать на лаврах некогда, да и не хочется!

Интеллект — главный ресурс страны

— Я считаю наше образование глубоким, потому что в нем еще многое осталось от образования советского, которое всегда было самым сильным в мире, — рассуждает Константин Киселёв. — В европейском образовании сильна практикоориентированность, к чему, собственно, и мы сейчас идем. При всеобщем образовании человек должен быть профи в своем деле.

Я бы назвал два основных направления в гимназии № 2: это развитие интеллектуальной одаренности и патриотическое воспитание. В Беларуси, как известно, нет богатых природных ресурсов, но есть высокий уровень интеллекта — это главный ресурс в развитии нашей страны.

Патриотизм... У меня очень четкая позиция по этому поводу: я хочу, чтобы все наши супердети, которых мы учим лучше всех в стране с точки зрения общего среднего образования и даже, смею сказать, с точки зрения европейского образования, поскольку знаком и с ним, — были патрио­тами, чтобы они оставались в стране. Скажу откровенно, если мне приводят ребенка и просят принять его на обучение, потому что в перспективе родственники хотят увезти его в США, — отказываю. Я не работаю на экономику США, Германии и так далее. Мне важно, чтобы ребенок, в которого вложено столько усилий, столько знаний, оставался жить и работать в родной Беларуси.

«Республиканцы» и «международники»

Так Константин Леонидович ласково называет своих младшеньких, и так, наверно, у них самих тоже исподволь, повседневно происходит привыкание к определенной мотивации: стать лучшими, первыми, оправдать надежды родной гимназии. Я попросила разрешения у Константина Киселёва побывать на занятиях — благо на момент нашей встречи в расписании стоял его факультатив по русскому языку. Соня, Ваня, Агата, Аня — серьезные четвероклашки внимали объяснениям учителя, сосредоточенно выполняли задания по фонетике. Они участники предстоящей городской олимпиады.

— Я веду факультативы именно в 4-х классах, что дает мне возможность лично выявлять всех мотивированных, способных детей из начальной школы, чтобы потом выстроить им так называемый индивидуально-образовательный маршрут.

— В общем, штучная работа?

— А иначе и быть не может в образовании, ведь речь идет о развитии отдельно взятой личности. Многое, конечно, зависит от трудоспособности ученика. Я всегда говорю: если ребенок будет много работать, то с нашими педагогами он точно успехов добьется. Вот сейчас у нас 14 одиннадцатиклассников стали победителями республиканской олимпиады — это, считайте, уже 14 потенциальных студентов любого вуза. Помимо этого многие дети поступили за счет университетских олимпиад, то есть к апрелю мы видим результат: почти половина выпуска гимназии уже является студентами ведущих университетов республики. Но главное: здесь они на всю жизнь впитали в себя науку, как учиться работать, ставить цель и выходить на результат. Будьте уверены — это будут потрясающие профессионалы!

Сегодня в гимназии занимаются 1208 учащихся, работают 105 педагогов. Здание давно уже стало тесным...
— ...потому что с 8 класса с ребятами работают по подгруппам, и на базе одного класса могут быть два профиля. В идеале нам нужна еще одна пристройка с дополнительными кабинетами для дифференцированного обучения.

Пристроить новый корпус — это мечта директора гимназии. Хотя и не единственная.

О педагогических мечтах

— Собственно, все мои мечты известны, — улыбается Константин Леонидович. — Самой первой была сделать гимназию № 2 лучшей в стране. Не скрою, надо мной даже посмеивались, потому что в 2009 году, когда я стал директором, мы были очень далеки от такого уровня даже в области, а в стране, наверно, и в сотню не входили. Это нужно признать объективно. И потому первое, что я сказал своим коллегам, когда пришел: мы будем лучшими в стране. Да, за эти годы у нас и поменялось многое: кадровый состав, материальная база, условия, статус. И сегодня мы официально признаны в республике лучшей гимназией.
Моей очередной профессио­нальной надеждой является создание новой плеяды ярких, одаренных педагогов из числа своих же учеников. Уже сейчас в 10-х классах открыли группу педагогической направленности. Знаете, а начать педагогическую деятельность в родной гимназии, да еще лучшей в стране — это ведь очень хороший старт для молодых специалистов, это не даст им разочароваться в профессии. Причем в педагоги отбираю только сильных учеников. Я считаю, хорошим учителем может стать только хороший ученик. Я и сам на отлично всегда учился и понимаю, что у человека в таком статусе есть цели, здоровые амбиции. А теперь хочу и из своих учеников постепенно создавать новую гимназическую династию педагогов. Ну, а мечты директора — это, в принципе, стратегическое развитие учреждения. Все знают мои мечты, в их фарватере мы и идем!



© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.