Деревня с видом на космос. Виталий Невский и его необычное увлечение

logo
Суббота, 23.09.2023 17:22 | Рубрика: Общество
01456

Виталий Невский — коренной витебчанин, вырос на Московском проспекте, школьником вместе с другими мальчишками бегал на городскую станцию юных техников заниматься в кружок, но из всех сверстников остался единственным преданным астрономии, влюбленным в звезды...

Сегодня инженер-наблюдатель Виталий Невский по контракту работает в российском акционерном обществе «Астрономический научный центр». Он с первых дней в этой организации, созданной в 2011 году. Сотрудничество в том числе и с Роскосмосом поставило нашего земляка в ряд уникальных специалистов: при его непосредственном участии, как говорится, с нуля за эти годы было построено пять обсерваторий в России, одна в Армении. А вот начинался путь Виталия Невского в практическую астрономию в Витебском районе, в небольшой деревушке Заходники, где в 1990-х годах они с отцом собственноручно построили любительскую обсерваторию, с которой связаны первые открытия Невским малых планет. Она действует до сих пор, и сюда астроном возвращается всякий раз после очередной вахты — в настоящее время с Дальнего Востока. В недавний его очередной приезд мы смогли встретиться с ним.

«И снится мне трава у дома…»

— Конечно, я не могу сказать, что испытывают космонавты после возвращения из космоса на землю, но про себя однозначно скажу, что в эту деревню всегда спешу, здесь все родное:  ледник, банька, колодец с чистой холодной водой, дрова для печки, а вот все фруктовые деревья высаживала мама... для дроздов! — улыбается хозяин усадьбы. — Все напоминает о родителях, которые ушли: мамы не стало в 2006-м, отца — в прошлом году.

— Отец поддерживал ваш интерес к космосу?

— А у него не было другого выхода (смеется)! У отца всегда была мечта построить свой дом, поэтому и поддержал меня взять здесь участок. Но сначала мы соорудили обсерваторию, а потом уже все остальное — дом, все хозяйственные постройки. Отец и жил здесь последние 20 лет, когда вышел на пенсию. Не верится даже, что стройку мы с ним начали в лихие 90-е! Прошло более 30 лет, телескопу необходима модернизация, чем я и занимаюсь сейчас. Ведь мой телескоп ручной, диаметр его 30 сантиметров, вот заказал для него новую ПЗС-камеру, по сути, это тот же цифровой фотоаппарат, только матрицы в нем черно-белые, съемка производится через компьютер. К тому же хочу поднять и переделать пол в самой обсерватории, новую обшивку купола сделать — облагородить.

Комплексная уборка Вселенной

— Виталий Сергеевич, а Витебск — удобное место для наблюдений за космосом?

— Как раз нет. В Беларуси плохой астроклимат, потому у нас в республике и нет профессиональной обсерватории. Любительских несколько — в Барани и Молодечно. Когда-то я долго занимался астрофотографией, потом — открытием комет. Сейчас, кстати, их открывать труднее, чем 15 лет назад. Много автоматических обзоров появилось — это телескопы-роботы, которые действуют без участия человека: ему задаешь программу, он всю ночь на посту, астроному остается только проверить данные. По сути, моя деятельность теперь тоже связана с роботами, только мы работаем по спутникам.

— А какой основной темой вы сейчас занимаетесь?

— Уборка мусора — очень актуальная тема не только для Земли, она уже существует и в масштабах Вселенной! Действительно, сейчас в космосе столько хлама, что это начинает доставлять проблемы космическим полетам. Огромное количество спутников, выведенных за последние десятилетия на орбиту, постепенно со временем перестают работать, оставаясь на орбите. Периодически они сталкиваются, за время работы только нашей обсерватории мы зарегистрировали несколько таких столкновений. При этом образуется несчетное количество мелких обломков, а мелкий обломок, например, даже болтик — может легко прошить насквозь международную космическую станцию, ведь эти обломки летают со скоростью нескольких километров в секунду! Летают они хаотически, а на орбите очень много возмущений: мало того, что их вносит Земля, плюс Луна добавляет, плюс солнечный ветер. Все это периодически изменяет орбиту отработанных объектов, поэтому мы по максимуму отслеживаем их. А таковых на данный момент в каталоге десятки тысяч. Мы отслеживаем все, которые могут увидеть наши телескопы, и если для какого-то работающего спутника возникает опасность столкновения, данные передаются в Центр управления полетами, который корректирует орбиту космическому кораблю, дабы избежать этого столкновения — в этом и есть смысл нашей работы.

— А можно ли рассортировать этот космический мусор? Допустим, на Земле это стекло, пластик бумага...

— Нет, конечно, не можем, но есть такой параметр, как отношение площади к массе, который помогает определить, насколько объект большой и насколько велика его опасность. Хотя, в принципе, любой мусор в космосе опасен. Мы можем наблюдать такие объекты размером до 10 сантиметров, а это уже огромный по космическим меркам.

— Космос, наверно, был задуман разумно, но человек, осваивая его, не внес ли беспорядок в доступное ему пространство?

— Ну, кто-то же сказал, что человечество вообще существует во Вселенной только для того, чтобы вносить в нее хаос! На самом деле, по всем законам Вселенная по- стоянно стремится к хаосу. И человек вносит свою лепту. Впрочем, во вселенском хаосе возможно есть какой-то свой смысл, только мы этого еще не знаем.

— Виталий Сергеевич, а есть ли опасность столкновения астероидов с Землей, о чем в последнее время немало говорят?

— На данный момент известно около 1400 потенциально опасных астероидов, которые могут столкнуться с нашей планетой и в этом случае принести серьезные разрушения. Но по всем параметрам в ближайшие годы нет основания ждать этого, возможно, один только астероид может сблизиться с Землей.

«Я подарю тебе звезду...»

— А космос на самом деле безмолвный?

— Ну, там же нет атмосферы, и звук не распространяется.

— На ваш взгляд, открыть своих собратьев в космосе, планету, где тоже есть жизнь, — эти попытки тщетны?

— Планету мы открыть можем, но узнать, есть ли там жизнь, нет, потому что пока не существует такой аппаратуры. Для этого нужны радиотелескопы. Я считаю, что для поисков жизни на других планетах, звездах наше человечество еще не созрело. Представьте, даже до ближайшей звезды сигнал идет 4 года, поэтому если где-то и есть цивилизации, которые уже вышли в космос, они не будут общаться радиосигналами, потому что это непрактично, занимает годы, должен быть какой-то другой способ, которого мы пока не знаем.

— Вы столько лет наблюдаете звезды, планеты, можете ли сказать, что, невзирая на огромные расстояния между нами, мы все же как-то связаны с этими небесными телами?

— Когда-то проводились исследования, чтобы определить, как силы солнечной активности влияют на жизнь людей. Может, поэтому в определенные периоды больше происходит войн, каких-то катаклизмов. Действительно ли это так, не знаю. Для этого нужно обладать огромным количеством данных на достаточно длительном про межутке времени. А ведь мы более-менее серьезно начали наблюдать и изучать космос с XX века, то есть человек фактически только-только вошел в космическую эру.

— Чем больше вы наблюдаете за жизнью в космосе, тем больше понимаете...

— ...насколько миниатюрна, хрупка жизнь на Земле! Мы муравьи с точки зрения космического пространства.

— Сегодня фраза «Я подарю тебе звезду» звучит реально?

— Да, звезду можно подарить. Но не в том виде, в котором это подают в интернете. Если вы прочтете, что вам могут подарить диплом и в каком-то каталоге звезду назовут вашим именем, не верьте, это обман. Единственный вариант — открыть звезду самостоятельно. И то, что открытым уникальным звездам дают имена, это нормально.

— А чем для вас уникальна малая планета Витебск, которую вы открыли?

— По сути, это астероид, и хотя их десятки тысяч, уникальность моего в том, что он был открыт в Витебске, вот в этой обсерватории! И, может, когда-нибудь в космос полетят наши витебские космонавты на этот астероид.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора.