Даже ботинки стоят на учете… Эксперт-криминалист о буднях в правоохранительных органах

logo
Четверг, 10.11.2022 16:05 | Рубрика: Общество
0929

Для экспертов криминалистов отыскать на месте происшествия нужные следы и четко установить их происхождение — дело профессиональной чести. А еще важно сохранить эти следы «для вечности». О буднях службы, без которой невозможно представить эффективную работу правоохранительной системы, рассказал заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз и учетов управления ГКСЭ по Витебской области Виталий Телегов.

Раскрыто по горячим следам

В практике правоохранительных органов понятие «по горячим следам» употребляется в том смысле, что расследование какого-либо дела проведено в кратчайшие сроки. Если говорить об этих самых «следах», первое, о чем может подумать обыватель, — кто-то оставил на месте преступления свои «пальчики». Однако выражаться так, с точки зрения эксперта, некорректно. Свои «пальчики» каждый оставляет при себе, а вот следы рук — другое дело.

— Дактилоскопия — наиболее эффективный способ идентификации личности, основанный на неповторимости рисунка папиллярных линий кожи пальцев и ладоней рук каждого человека, — поясняет Виталий Телегов. — Здесь ошибка при исследовании исключена. Даже у близнецов папиллярный узор не может быть одинаковым. Наряду с этим для эксперта следом может быть и телефонный звонок, и изображение с камер видеонаблюдения, и забытые документы. Но чаще всего речь, действительно, идет о следах пальцев рук.

Как это работает? На место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, в составе которой в обязательном порядке в качестве специалиста — сотрудник ГКСЭ, то есть эксперт-криминалист. Он руководствуется простой, но жесткой установкой: все возможные следы должны быть обнаружены.

Допустим, следы рук найдены…Здесь необходимо пояснить, что согласно Закону Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года № 236-3 «О государственной дактилоскопической регистрации» должны находиться на дактилоскопическом учете отпечатки пальцев и оттиски ладоней определенных категорий граждан. Часть из них — вполне достойные люди, чьи отпечатки в соответствии со статьей 7 указанного закона заносятся в автоматизированную картотеку учета: сотрудники правоохранительных органов, военнообязанные и представители ряда других сфер. Также обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы, а еще те, кто подозревается в совершении преступления или уже был осужден за противоправные деяния. Уже более 20 лет дактилоскопический учет помогает правоохранителям. Он позволяет оперативно провести проверку следов изъятых при осмотре мест происшествий, и установить тех, кто, возможно, причастен к совершенному преступлению.

Итак, специалист ГКСЭ, отыскав при осмотре места происшествия следы чьих-то рук, тотчас направляет их в отдел криминалистических учетов, где их помещают в базу для проверки. Если дактилокарта человека уже имеется в системе, то в считанные минуты специальная программа установит совпадение. То есть может быть так, что следственно-оперативная группа еще не закончила осмотр места преступления, а уже известно, кто здесь «наследил». Понятно, что такая информация — хорошее подспорье для оперативного раскрытия преступления. Аналогично можно установить неопознанные трупы или личность гражданина, который по каким-то причинам, например, заболевания, не способен сообщить о себе нужные сведения.

Вот характерный пример из практики Виталия Телегова. В частном доме был обнаружен труп неопознанного мужчины с телесными повреждениями. Поначалу прибывшим на место происшествия правоохранителям был очевиден только тот факт, что налицо совершенное преступление. Благодаря дактилоскопическому учету судебные эксперты УГКСЭ по Витебской области оперативно установили личность потерпевшего — мужчины 1974 года рождения. Кроме того, специалисты Витебского межрайонного отдела УГКСЭ изъяли и отправили в отдел криминалистических учетов другие обнаруженные следы, благодаря чему удалось установить причастного к совершению преступления.

И ботинки… стоят на учете

Еще один вид учетов — трасологический — содержит сведения о следах орудий взлома (молоток, лом, отвертка, топор и тому подобное), подошв обуви, протектора автомобильных шин. Совпадения по ним также имеют место в практике правоохранителей. Несколько лет назад в области орудовал серийный вор. Следы его обуви были обнаружены на многих дачах, но установить личность и задержать преступника не удавалось. Однажды мужчина все-таки попал в поле зрения оперативников, и следы его обуви пополнили коллекцию трасологических учетов. В результате проверки удалось установить десятки совпадений. Виновный понес заслуженное наказание.

Отдельного внимания заслуживает учет фотографических изображений лиц граждан, которые представляют оперативный интерес для правоохранительных органов. В отделе осуществляют фотофиксацию таких людей для дальнейшей возможности идентифицировать человека по особенностям его внешности.

Или, допустим, у вас хорошая зрительная память и вы видели человека, личность которого интересует правоохранителей. Как достойный гражданин своей страны вы можете помочь стражам законности составить субъективный портрет неустановленного лица — так называемый фоторобот. В итоге с вашей помощью судебные эксперты получат изображение человека, довольно близкое к реальности. И путь к торжеству закона станет более коротким. Именно так произошло в Полоцком районе. Очевидец преступления смог настолько точно описать предполагаемого преступника, что тот уже на следующий день был опознан по составленному экспертом фотороботу.

Объективность. Честь. Отечество

Таков о многом говорящий слоган Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Виталий Телегов убежден, что здесь случайные люди, как и в любом другом правоохранительном сообществе, надолго не задерживаются. Криминалистическая экспертиза чутко реагирует на достижения науки и техники: тут и биология, и химия, и юриспруденция. Соответственно, сотрудники призваны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Преданность народу, государству, долгу — это вообще не
обсуждается. Но судебные эксперты должны отвечать еще одному важному требованию: осознавать в полной мере, что в их руках судьбы людей, идет ли речь о мелкой краже или серьезном преступлении.

Виталий Андреевич начинал с должности рядового эксперта экспертно-криминалистического отдела районного отдела внутренних дел. Он считает, что это было совершенно правильное решение руководства страны — выделить экспертную службу в отдельное правоохранительное ведомство. С этим родом деятельности он и связал не задумываясь свою профессиональную судьбу.

Среди множества случаев, где приходилось выполнять обязанности специалиста, Виталий Телегов особо выделяет свой самый первый выезд на осмотр места происшествия. На территории Железнодорожного района в частном доме был обнаружен труп 80-летней хозяйки. Логический анализ страшной картины, которая предстала перед глазами правоохранителей, показывал, что пожилого человека истязали. Трое криминалистов почти сутки работали на месте преступления. Благодаря их работе впоследствии удалось найти виновных в совершении этого тяжкого преступления. А вся эта история отложила глубокий след в душе начинающего судебного эксперта: муки, которые пережил человек перед смертью, горе его родственников — и справедливое возмездие.

— Каждый раз криминалист чувствует здоровый азарт в поиске следов, — рассказывает Виталий Андреевич. — И получает удовлетворение, когда установлена истина.

Но главное в экспертной работе — защита людей от преступных посягательств, соблюдение принципа неотвратимости наказания и торжество закона. Ради этого Виталий Телегов и его товарищи несут сложную, но такую интересную и важную службу.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий Сеньков.