Почему жировки «потяжелели». За что и как будем платить по-новому?

logo
Среда, 17.02.2016 19:16 | Рубрика: Общество
14488
повышение оплаты за услуги ЖКХ беларусь Фото freesmi.by


Через три года жители Беларуси будут полностью опла­чивать стоимость жилищно-коммунальных услуг. Об этом официально заявил министр экономики Республики Беларусь Владимир Зиновский. Ожидается три этапа перехода на полное возмещение населением затрат на коммуналку. «Потяжелевшие» жировки, полученные уже в феврале, свидетельствуют о начавшемся процессе, разговоры о котором шли давно. В редакцию по этому поводу поступило немало писем и звонков. «Почему выросли те или иные суммы в жировке?» — этот вопрос для Михаила Журавлева, а также для многих других витебчан сегодня самый актуальный.

Мы попросили генерального директора УКПП «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство» А.Кушарева ответить на этот и другие вопросы.

— Почему из техобслуживания «выдернули» ряд работ (уборка лестниц, освещение подъездов и мест общего пользования, лифта, обслуживание лифта), а тариф на техобслуживание остался прежним? — интересуется витебчанка Татьяна Иванова.


— С вступлением в силу с 1 января 2016 года Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» изменился состав основных жилищно-коммунальных услуг, — поясняет Александр Васильевич. — Так, из состава работ по техническому обслуживанию жилого дома в отдельную услугу выделена уборка мест общего пользования и придомовой территории. Вместо услуги по пользованию лифтом появилась услуга по техническому обслуживанию лифта. Помимо этого, у граждан появилась обязанность возмещать расходы на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, а также электроэнергию, потребляемую на движение лифта. Себестоимость техобслуживания зданий и сооружений составляла в 2015 году около 2685 рублей за квадратный метр. Мы платили примерно 950 рублей. Все остальное — это субсидии государства из бюджета, но бесконечно так не может быть. Сейчас тариф приближается к 100-процентной себестоимости техоб­служивания.

— Александр Васильевич, почему за уборку подъездов, лестниц, за техобслуживание лифта оплата рассчитывается в зависимости от метража квартиры? Ведь лифтами пользуются не квадратные метры, а жильцы?


— Плата за санитарное содержание мест общего пользования, дезинсекцию, дезинфекцию, дератизацию, а также возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую за освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, техническое обслуживание лифта теперь зависят от общей площади принадлежащего потребителю и занимаемого им жилого или нежилого помещения. Чем обусловлен такой подход? В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь жилой дом, состоящий из двух и более жилых и нежилых помещений, является совместным домовладением. Право собственности наделяет владельца не только правами, но и обязанностями. Участник совместного домовладения обязан нести расходы по экс­плуатации, содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество (статья 166 Жилищного кодекса). Так как места общего пользования, а также лифт являются общим имуществом совмест­ного домовладения, то и начисление платы за их обслуживание и уборку зависит от доли в праве общей собственности на это имущество. Если у вас, предположим, квартира 100 квадратных метров, а у соседа — 50, то ваша доля вдвое больше. Что касается количества граждан, зарегистрированных в квартире, то они будут оплачивать, помимо техобслуживания, затраты силовой энергии на движение лифта. И в этом случае, кто сколько наездит, столько и будет платить. Если вы проживаете одна, а соседей пятеро, то они соответственно будут платить больше.

— Живу на втором этаже. В связи с новшествами хочу сказать, что для жителей вторых этажей могли бы установить понижающий коэффициент. Что вы скажете по этому поводу? — интересуется Виктория Павловна.


— В соответствии с действующим законодательством жильцы первых этажей не платят за пользование лифтом. Эти подходы и останутся. Жильцы вторых этажей вправе заблокировать кнопку вызова лифта, обратившись в обслуживающую организацию. Если будет заблокирована кнопка вызова лифта, то от платы за электрическую энергию граждане будут освобождены, а вот техническое обслуживание придется оплачивать.

— В семье у Вероники Андреевой есть студент, который учится в Минске и там временно зарегистрирован. Александр Васильевич, будет ли с него взиматься плата, скажем, за лифт?


— Есть постановление Совета Министров Республики Беларусь, которое предусматривает порядок перерасчета платы за некоторые жилищно-коммунальные услуги. В вашем случае, если студент проживает по договору найма в Минске, ему необходимо взять в расчетно-кассовом центре по месту жительства справку для перерасчета и принести ее в ваш расчетный центр, где пересчитают платежи, которые зависят от количества зарегистрированных жителей, в том числе и за электроэнергию, потребляемую на движение лифта.

— По какому тарифу будем оплачивать освещение в подъезде? — спрашивает Григорий Семенович.


— По тарифу для населения.

— Александр Васильевич, если в доме нет счетчиков на освещение подъездов, как будем платить?


— Должен быть счетчик на осве­щение мест общего пользования. Если его нет, то жилищная организация обязана поставить, чтобы жители могли рассчитываться по приборам учета. В ином случае расчет будет производиться по расчетным нагрузкам.

— Живу в 9-этажном кооперативном доме. Когда нам подсчитали, что с каждой кварти­ры (у меня четырехкомнатная) придется примерно платить за уборку подъезда около 100 тысяч рублей, решили сами убирать подъезды. Удалось собрать подписи 70 процентов соседей. Остальные отказываются. Как можно решить вопрос о том, чтобы мы сами убирали подъезды? — интересуется Михаил Николаевич.


— Потребители, которым принадлежат и которые занимают жилые и нежилые помещения, расположенные в подъезде многоквартирного жилого дома, имеют право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, если предложат альтернативу. Инициатива должна исходить от людей. Они могут заняться уборкой сами либо привлечь коммерческую организацию. В любом случае, решение должно приниматься на общем собрании стопроцентно всеми жильцами д­о­ма или подъезда. Если даже несколько человек против, решение не будет иметь силу.

— А если жители дома договорятся сами убирать подъезды, то кто в таком случае обязан убирать дворовую территорию?


— Поддержание и восстановление санитарного и техниче­ского состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома осуществляется за счет средств местного бюджета. Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов товариществам собственников, организациям застройщиков, организациям, имеющим в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, осуществляются ими самостоятельно за счет собственных средств.

— Живу одна, пенсия небольшая. Есть лишние квадратные метры, за которые начисляют оплату за жилищно-коммунальные услуги сполна. Будут ли предоставляться льготы для малоимущих? — интересуется Светлана Романовна.


— В настоящее время господдержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается гражданам в виде государственной адресной поддержки. Сейчас разрабатывается документ о предоставлении безналичной жилищной субсидии малоимущим. Она будет предоставляться семьям и гражданам, проживающим отдельно или ведущим раздельное хозяйство, при усло­вии, что сумма оплаты за коммунальные услуги превышает 20 процентов совокупного дохода семьи в городской и 15 процентов — в сельской местности.

По вопросам начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги граждане могут обращаться в расчетные центры.

Октябрьский ЖРЭТ: РЦ № 6 (Московский проспект, 64), тел. 47-62-72; РЦ №7 (проспект Фрунзе, 68), тел. 55-13-55; РЦ №8 (улица Зеньковой, 12), тел. 36-92-80.

Первомайский ЖРЭТ: РЦ № 1 (Московский проспект, 35), тел. 58-67-90; РЦ №2 (улица 1-я Пролетарская, 10), тел. 34-29-54; РЦ №3 (проспект Строителей, 4), тел. 27-00-36; РЦ №4 (улица Чкалова, 34), тел. 26-07-61.

Елена БАШУН.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.