"Храм при взрыве словно вздохнул. Красота исчезла, а все в округе уцелело..." История Свято-Успенского собора в Витебске

logo
Пятница, 07.04.2023 09:45 | Рубрика: Религия
04135

В архитектурных ансамблях нашего древнего города доминантами были культовые сооружения. Время безжалостно похищало эти памятники, и время возвращало их. В историческом центре Витебска на своих местах в разные годы возведены храмы, которые веками служили духовными центрами. К этим уникальным достопримечательностям, местам силы, неизбежно ведут туристические и паломнические тропы. Люди приезжают к нам, чтобы не только полюбоваться храмовой архитектурой, памятниками культуры, истории, но и прикоснуться к духовному наследию. На прогулку по старому Витебску, к его сакральным местам, мы вышли вместе с городским экскурсоводом Аллой Радецкой.

— В XIX веке бытовала молва, что если по пути из Витебска в Смоленск подняться на гору, то можно увидеть либо витебский Успенский собор, либо смоленский, а то и оба сразу. Это говорит о том, что горожане гордились своими храмами, — отмечает Алла Радецкая. — Свято-Успенский кафедральный собор — визитная карточка Витебска, находится на доминирующей городской высоте, которой красавец-храм и дал название Успенской. Сакральное место с незапамятных времен, здесь всегда возводились культовые сооружения. Поначалу это были деревянные церкви. Каменный собор и монастырский корпус на горе начали строить монахи униатского базилианского ордена в XVIII веке. Храм возводили по проекту зодчего итальянского происхождения Иосифа Фонтана более 40 лет. Это был образец позднего барокко.

По высочайшему указу императора Павла I, приезжавшего в Витебск и озаботившегося отсутствием православных церквей, Успенский собор и здания базилианского монастыря в 1799 году первыми в Витебске были переданы в православное ведомство. После вхождения Витебска в состав Российской империи собор стал одним из первых православных храмов.

На сохранившихся рисунках польского художника Юзефа Пешки, который не однажды бывал в Витебске, видно, как по-разному выглядел собор в 1799-м и в 1806 году.

В XIX веке его перестраивали, был сооружен купол, изменились барочные фронтоны, башни фасада. В архитектуре появились черты классицизма.

Храм на Успенской горе много повидал на своем веку. В 1831-м здесь отпевали наместника Царства Польского великого князя Константина Павловича, брата императора Николая І. После восстания он покинул Варшаву и прибыл в Витебск, где умер от болезни в губернаторском дворце.

С Успенским собором связана легенда о подземных ходах, якобы проложенных от храма под Западной Двиной.

— Об этом молва идет уже два века, на самом деле их нет. При строительстве Успенского храма в XVIII веке была сооружена дренажная система для отвода грунтовых вод из подвалов в реку, а водоотводы сделаны такими высокими, что монахи могли пройти по ним в полный рост. Отсюда легенда. Хотя, может, монахи строили эту систему настолько основательно, чтобы в случае опасности там можно было укрыться. Кто знает? — позволяет сохранить каждому веру в вековую легенду Алла Радецкая и продолжает:
— В 1920-е Успенский собор был включен в список зданий Витебска, подлежащих охране, вскоре объявлен государственной собственностью, но это не помешало в 1936 году взорвать шедевр архитектуры, уничтожить место духовного общения людей с Богом. Потом Петр Григоренко, командовавший саперами, вспоминал, что храм при взрыве словно вздохнул, выдохнул и распался на кирпичи. Красота исчезла, а все в округе уцелело…

После Великой Отечественной войны на ставшей пустынной Успенской горе построили цех завода заточных станков, который в 1980-х годах был заброшен и к концу 1990-х снесен.

Пришло время восстановления духовной святыни. 


В сентябре 1998 года первый камень на восстановление Успенского собора в Витебске освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ. Спустя время ему был установлен памятник на площади перед собором.

Храм, способный вместить до двух тысяч человек, высотой более 50 метров, с 21-м колоколом, самый большой из которых более 5 тонн, открылся в 2011 году. Первая служба прошла здесь на Благовещение.

И вот уже четверть века идут люди в главный храм Витебска, чтобы помолиться Богу, поклониться святыням, какими славится величественный собор. 

Среди них особо почитаемые — икона Божией Матери «Успение», написанная иконописцами мастерских Богоявленского Кутеинского монастыря в Орше, иконы с частицами мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, а также Серафима Саровского, которая написана арзамасскими монахами и подарена нижегородским митрополитом Георгием, как и икона Сергия Радонежского; образа Оршанской Богоматери, местночтимых святых Николая Околовича и Владимира Еленевского. Еще в соборе есть икона Спиридона Тримифунтского Чудотворца из монастыря Метеоры в Греции. Она была освящена на острове Корфу на мощах святого и доставлена в Витебск.



Просветляется под сводами высокого храма душа молящегося. И дух захватывает при созерцании этой мощной красоты собора. В обоих случаях человек задумывается о величии Творца. Алла Радецкая подтверждает, что не раз слышала подобное от экскурсантов. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.