По традиции местом его проведения был Свято-Успенский кафедральный собор, куда на протяжении трех дней приходили все, кто с нетерпением ждал концертов духовных песнопений.
На празднике выступили церковные и светские коллективы: мужской хор «Всехсвятский» прихода в честь Всех Святых в Минске, образцовый хор мальчиков гимназии № 3 Витебска имени А. С. Пушкина, народный камерный ансамбль «Спадчына» из Полоцка, народный камерный хор Центра культуры «Витебск», хор витебского храма Святой Блаженной Матроны, клиросный ансамбль «Оршанский благовест» и хор студентов и преподавателей Витебской духовной семинарии.
Впервые приезжал на «Славянский благовест» Праздничный хор Донского ставропигиального мужского монастыря в Москве. Он открывал христианскую музыкальную программу на фестивале. В исполнении хора прозвучали молитвы, тропари, стихиры, псалмы, а также духовные песни, которые не исполняются во время богослужений. Выступление хора Донского монастыря в Витебске состоялось в рамках проекта «Избранник пресвятой Богородицы», посвященного 600летию обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского, и потому в программу концерта были включены песнопения, связанные с именем преподобного Сергия.
После концерта мы побеседовали с дирижером хора Аркадием Христичем.
— Приезд в Витебск на фестиваль — исключительный случай. Для нашего хора это в принципе первая поездка за пределы Москвы. Наша главная деятельность — богослужебная, но порой даем концерты во время праздников в обители, — поделился дирижер.
— В вашем репертуаре есть светская музыка?
— Мы даже знаменитую песню «Этот мир» поем. Сначала все удивлялись, потому что возникали ассоциации с Аллой Пугачевой. А если прислушаться к словам «Этот мир придуман не нами… А мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего исправить нельзя...»? Это же о пути земном человека и ответе его на Страшном суде. Текст — абсолютно христианский и потрясающий. Поем «Аллилуйя» Леонарда Коэна, в песне присутствуют библейские ссылки, история царя Давида, о ветхозаветных событиях Go Down Moses («Иди, Моисей…») Луи Армстронга. В планах сделать аранжировку песни Boney M. «На реках вавилонских». Они же спели 136-й псалом! Мало кто об этом знает. На самом деле в светской музыке очень многое взято из христианства.
— Хор выпускает диски?
— Мы записали альбом к 100-летию восстановления патриаршества на Руси. Он состоит из двух дисков. На первом — песнопения того периода, а также современных авторов о том времени, на втором — акафисты святителю Тихону, первому патриарху Руси (патриаршество было восстановлено решением Всероссийского поместного собора в 1917 году, после 200летнего перерыва. — Прим. авт.). Кстати, мощи святителя Тихона находятся в Донской обители.
Это пока единственный диск. Мы не стремимся к большему, я считаю, что всеми красками наша музыка играет только во время богослужений.
— В хоре поют профессиональные музыканты. Насколько я знаю, вы сначала солировали, но уже несколько лет — регент. Какие пути вас как певчего привели в храм?
— У меня светское образование и семинарское. Я родом из Алматы, окончил музыкальное училище по специальности «Хоровое дирижирование». А в храм впервые пришел петь в восемь лет. В Казахстане почти все русские учителя нашей музыкальной школы, в которой я учился, пели в православной церкви. Однажды позвали и нас, детское хоровое отделение. Мне понравилось сразу, я понял, что ничего больше так не хочу, как петь в храме. Но родители были атеистами и перестали пускать меня в церковь. По воскресеньям ребенку полагалось высыпаться, никто меня утром не тревожил. А воскресная служба в храме начиналась рано, я самостоятельно просыпался, незамеченным пробирался на балкон в своей комнате и коекак по другим балконам спускался с 6го этажа, бежал в храм, пел во время службы и тем же путем возвращался домой. Родители ни о чем не подозревали, пока их не просветила соседка, увидевшая меня. И мама сказала: «Если ты не боишься ради этого умереть, тогда ходи в храм». И вот я уже 32 года в церкви. Мужским хором Донского монастыря дирижирую около четырех лет.
— Витебск фестивальный впечатлил вас?
— Сам-то я не впервые в Витебске, здесь бывал, потому что люблю путешествовать. Конечно, фестивальный и нефестивальный Витебск — это два разных города. Мне нравятся оба. В него люди энергию и силу вкладывали столетиями, и они никуда не делись, остались на века. Это чувствуется. Я вообще люблю Беларусь: привлекательны чистота, порядок, продукты советского качества (смеется) и, безусловно, — люди, говорят, не очень улыбчивые, но я же не американец, чтобы улыбки искать, смотрю в глаза, а по ним многое можно понять.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.