Что таят христианские святыни Витебска? Рассказываем про Свято-Троицкий Марков монастырь

logo
Понедельник, 26.12.2022 16:02 | Рубрика: Религия
04487



Понятно, что в паломнические поездки по святым местам отправляются люди глубоко верующие. Но и светские путешественники не обходят стороной храмы, многие из которых являются памятниками истории. Духовный туризм обретает популярность среди тех, для кого главным мотивом становится желание познать культурное наследие родной стороны, понять, наследниками каких традиций мы являемся. В конце концов, влечет и эстетическое чувство, красота архитектуры культовых сооружений, интерес к религиозным артефактам, церковным легендам, к той жизни, что протекает в святых местах. Да и мысли о своей жизни, о духовной системе координат влекут людей в намоленные места.

Серию публикаций, посвященных внутреннему религиозному туризму, мы начинаем с рассказа о православных святынях Витебска.

По информации управления спорта и туризма Витебского облисполкома, в настоящее время на территории нашего региона разработано 22 маршрута, связанных с религиозными объектами. Кроме того, посещение христианских святынь, знакомство с культовой архитектурой предусмотрено в программах 125 культурно-познавательных, 48 патриотических и 16 ностальгических туров по Витебщине.
«…Тогда идя путем, заблудил к монастыреви…»

Это первое письменное упоминание о монастыре близ Витебска относится к 1298 году (материалы «Витебской старины» Алексея Сапунова), есть и другие источники, согласно которым Свято-Троицкий Марков мужской монастырь был основан в живописном месте, на берегу Западной Двины в XIV–XV веках. В любом случае, это одна из старейших обителей нашего города, получившая свое название от имени благочестивого человека Марка Земянина. Он имел во владении участок земли, где и устроил небольшую часовню. Здесь и поселился, чтобы предаться молитве. Спустя время к нему присоединялись единомышленники. Небольшой скит превращался в обитель. О жизни Марка мало что известно, но подлинное имя его сохранилось в народной памяти, занесено в монастырский синодик. Да и целый городской район, когда здесь стали возводится строения, получил свое название Марковщина от этого имени, от Маркова монастыря, который располагается там, где был веками и, несмотря на всю свою сложную историю, связанную с войнами, пожарами, религиозными противостояниями, служил центром православия в Витебске.

 
К 1900 году Маркова обитель была уже первоклассным монастырем, имевшим Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевскую церкви, территория его была обнесена каменной оградой.

Роковым образом сказался на судьбе обители октябрь 1917 года. В 1920-м монастырь закрыли, в разное время в помещениях его находились лагерь принудительных работ для заключенных, детский дом, отделение милиции, клуб с издевательским названием «Безбожник». Монахи какое-то время жили в одном из помещений, но позже и этого были лишены. В 1945 году земельный участок монастыря отвели под строительство резино-тесемочной фабрики. От всех зданий и сооружений монастыря сохранились бывшая Покровская церковь (в годы Великой Отечественной войны переосвящена в память иконы Казанской Божией Матери) и братский корпус. В тот же год православный приход подписал договор с властью о бессрочном пользовании каменной церковью и предметами культа. Немного позже по просьбе прихожан Казанской церкви был отведен земельный участок…

«Идя путем», известным любому горожанину, мы, конечно, не «заблудили». Дорогу на Марковщину к намоленному месту знает не одно поколение витебчан. В советское время Казанская церковь была единственной действующей в городе. Только здесь верующие могли крестить своих детей, участвовать в иных таинствах.

В 2000 году решением Синода Белорусской Православной Церкви храму Казанской иконы Божией Матери был возвращен статус монастыря. Церковь сейчас остается главной и единственной в обители.




Встретивший нас иеродиакон Александр (Крицкий) сразу поинтересовался, не хотим ли увидеть, как выглядел Свято-Троицкий Марков монастырь в период своего расцвета? Мы хотели, и прошли следом за провожатым в отдельное помещение, где находится недавно изготовленный макет, воссоздающий строения монастыря. Он выполнен по зарисовкам русского художника-реставратора, археолога Дмитрия Струкова, который в 1864 году находился в экспедиции по белорусским землям, также по рисункам художника-академика Ивана Трутнева, преподававшего рисование в витебской гимназии.

– Сейчас братия создает музей монастыря, и этот макет наш первый экспонат для показа. Готовим серию репродукций по картинам художников XIX века, собираем вещи, кстати, недавно одна из наших соотечественниц, проживающая за рубежом, передала для музея вещи своего родственника – священника, служившего в Казанском храме в советское время, – рассказал иеродиакон Александр. – С Божьей помощью музей создадим. Это важно для нас и, думаю, будет интересно для всех, кто к нам приходит и приезжает. А мы проводим экскурсии для деток из воскресных школ, студентов и школьников, приезжают паломники со всей Беларуси, из России, Латвии, и даже из Германии, чтобы поклониться святыням в нашей обители.


Самая главная из них – чудотворная икона Божией Матери Казанской XVII века. В то время Марков монастырь имел особое значение. В 1656 году по соизволению русского царя Алексея Михайловича патриарх Никон благословил Марков монастырь Казанскою иконой Божией Матери. С тех пор и поныне она здесь находится. В конце XVII века чудесным образом была спасена от пожара, пережила разграбление монастыря во времена наполеоновского нашествия (монахам удалось вынести и спрятать икону в лесу), фашистскую оккупацию, нелегкую годину богоборчества.



– Мы каждое воскресенье читаем акафист перед чудотворной иконой, верующие прихода, паломники поют вместе с нами. Люди, усердно молясь, получают исцеление. Такие факты известны. Неспроста так много даров оставляют верующие этой иконе, – рассказал отец Александр. – Кстати, за последние 10 лет лик Богородицы просветлел, это видят многие. От нее даже благоухание исходит…

Как многих экскурсантов, он провел нас по старой Казанской церкви. Это уникальный монастырский храм, где ныне находятся более ста святынь. Среди них – редчайшие. Пожалуй, Казанская церковь единственная в Витебске, где находятся частицы мощей святых апостолов Марка, Андрея, Фомы, двух жен-мироносиц Сусанны и Марии Магдалины, лицезревших Христа, а также частицы мощей Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, целителя Пантелеймона и других святых.


 




– Есть в монастыре и писаный крест с частичкой древа, на котором был распят Иисус Христос. Мы выносим крест на Воздвиженье, в крестопоклонную неделю, – рассказал отец Александр. – А недавно у нас в храме была установлена освященная копия Годеновского Креста – уникальной святыни, которой 600 лет. По преданию крест чудесным образом был явлен с неба на Ярославской земле, где пребывает поныне в селе Годеново. Наш наместник после паломнической поездки в Годеново заказал копию креста для Маркова монастыря. Святыня хранится в красивом резном киоте, во время чтения акафиста кресту мы его открываем. Люди ждут во время богослужения этого момента, чтобы приложиться к кресту. В Беларуси наш Казанский храм единственный, где хранится эта святыня.

     

На территории Маркова монастыря находится могила святого Владимира, исповедника Витебского. Владимир Еленевский был юристом, признавал себя убежденным верующим. В 1920-е фактически за «воплощение в своей жизни христианских идеалов» был осужден, также и в 1930-е. Прожил долгую жизнь, в которой вопреки внешним скорбным обстоятельствам проявил стойкость в православной вере. Уникальность судьбы Владимира Еленевского в том, что он плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для Церкви времена. Скончался в 80 лет в Витебске 8 апреля 1954 года. Был реабилитирован в 1989-м прокуратурой Витебской области. Определением Синода Белорусского Экзархата исповедник прославлен в числе Собора белорусских святых 15 лет назад.


Наместник Маркова монастыря и братия почитают его как великого чудотворца нашей Витебской земли.
– Письменно подтверждены уже два факта чудес святого исповедника Владимира, – замечает иеродиакон Александр. – Братия готовится к обретению его мощей, святому исповеднику Владимиру был составлен молебен, а позже написан акафист, что является редкостью для белорусских святых. Однажды у могилы его во время молебна мы зажгли свечи. Но ветер с Двины задул их. Пытались снова зажечь, но ничего не получалось. Решили продолжить без зажженых свечей. Но когда запели тропарь, они вспыхнули сами собой, и это видели все 80 человек! Вот такое было чудо…

К захоронению святого постоянно идут люди с мольбами, многие исцеляются, получают помощь. И каждому дается по вере.
Нас в старую витебскую обитель с редкими святынями, богатой историей, сохранившейся церковью – архитектурным памятником XVIII века, хотя и послевоенной перестройки, увлек интерес экскурсантов. Какой бы ни была эта дорога, она привела к Храму.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.