«Можем гордиться уникальной историей и богатыми традициями». Юрий Панфилов рассказал о развитии Железнодорожного района, который воглавляет

logo
Пятница, 24.04.2020 11:42 | Рубрика: Официальные интервью
03877

Летом 2020-го районы Витебска отметят 80-летие  с момента образования.

Железнодорожный район территориально не самый большой в городе, занимает свыше 5 гектаров.  Проживают здесь немногим более 50 тысяч человек.

Это транспортный центр Витебска, с находящимися вблизи друг от друга железнодорожным и автовокзалом. Площадь Привокзальная и улица Кирова — парад­ный вход в город, они и создают первое впечатление, мгновенное. Но потребуется немало времени, чтобы ощутить, насколько полноценно пульсирует жизнь
во всех «артериях» района, а это 279 улиц и переулков, крупнейшие площади Тысячелетия Витебска и Победы, промышленные предприятия и строительные организации, учреждения образования, культуры, медицины.

Мы побеседовали с главой администрации  Железнодорожного района Юрием Панфиловым  о некоторых аспектах жизнедеятельности района.

— Юрий Анатольевич, какую лепту район, который является промышленным, вносит в экономику города?

— Отраслевая структура промышленного комплекса нашего района представлена организациями машиностроения и металлообработки, предприятиями пищевой и легкой, лесной и деревообрабатыва­ющей промышленности, производителями строительных материалов. Уникальны мы и тем, что в Рубе, которая присоединена к району в 2017-м, осуществляет деятельность одно из немногих в Беларуси горнодобывающих предприятий ОАО «Доломит» — единственное в нашей стране и крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке доломитового сырья. Продукция «Доломита» востребована в строительстве, нефтеперерабатывающей промышленности, стекольном производстве и сельском хозяйстве.

Одно из стабильно развивающихся и перспективных предприятий — ОАО «ВЗЭП», изделия которого получили признание в Беларуси и за рубежом. Приборы завода применяют на транспорте и в авиации, на промышленных предприятиях и в жилых домах, на тепло- и гидроэлектро­станциях. Крупнейшим производителем круглошлифовальных, центровых и бесцентровых станков, зубообрабатывающих, обрабатывающих центров с ЧПУ, токарных, специальных и мини-станков остается ОАО «ВИСТАН». В последние годы география поставок «Вистана» охватывала около 30 стран мира.

ОАО «Витебский ЛВЗ «Придвинье» — высокотехнологичное предприятие, выпускающее продукцию более 50 наименований. Завод имеет более чем вековой опыт производства алкогольной продукции. Выпущенные в Витебске напитки не раз побеждали на самых престижных профессиональных конкурсах.

Один из крупнейших в стране производителей и экспортеров пиломатериалов, пополняющих городскую казну, — предприятие с иностранным капиталом «Витебская лесопилка», которое в прошлом году отметило 15 лет присутствия на рынке.

Не могу не отметить роль УП «Элект» ОО «БелТИЗ». Предприятие — не только ведущий производитель электроустановочных изделий, светотехнической продукции, низковольтной и высоковольтной аппаратуры, галантерейных изделий, бумажных изделий санитарно-гигиенического назначения на территории Беларуси, но также исполнитель важнейшей социальной функ­ции — оно обеспечивает работой инвалидов по зрению, способствует их реабилитации.

Более 160 организаций осуществляют внешнеэкономическую деятельность, поддерживая связи с 33 странами. Если в 2011 году экспорт товаров без учета республиканских предприятий составлял 33,3 миллиона долларов, то в 2019-м уже было поставлено за пределы Беларуси продукции на сумму более 69 миллионов долларов. Организации района проводят планомерную работу по диверсификации экспорта.

Железнодорожный район за наилучшие показатели в сфере социально-экономического развития и экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов по итогам работы за 2016-й и 2019-й годы занесен на Доску почета Витебской области.

— Какие основные рыночные ниши заняты предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории района?

— В бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019-м поступило платежей на сумму более 34,1 миллиона рублей, что составило четвертую часть от поступлений по Витебску.

У нас есть достойные примеры производственной деятельности. Например, машиностроительная компания «Витебские подъемники». Предприятие выпускает более 60 моделей автогидроподъемников, другое оборудование для самых разных отраслей.

Бизнес успешно освоил изготовление мебели, дверей, швейное производство, предприниматели заняли и другие ниши.

На 1 января 2020 года в районе осущест­вляли деятельность 993 юридических лица и 1061 индивидуальный предприниматель.

— А сколько новых рабочих мест было создано в целом по Железнодорожному району предприятиями и организациями, независимо от формы собственности?

— За весь прошедший год на новые рабочие места трудоустроено 387 человек. Такие возможности появились благодаря открытию двух новых магазинов ОАО «Вес­та», нового производственного участка филиала «Эталон». Трудоустроены 39 человек, в том числе и молодые специалисты, в ОАО «Строительный трест № 9». Предоставлены рабочие места и ГП «Оператор перевозок», а также другими предприятиями и организациями.

— Железнодорожный район — ворота города, а соответственно, его лицо. Какое внимание уделяет руководство благоустройству и озеленению территорий, ремонту жилого фонда, реконструкции и возведению новых объектов?

— В настоящее время ряд мероприятий, разработанных администрацией района, направлен на то, чтобы достойно провести областной фестиваль-ярмарку тружеников села «Дажынкi-2020» в Витебске. К этому времени значительно изменится внеш­ний облик сквера на улице Кирова. В настоящее время выполнена формовочная обрезка деревьев в сквере и вдоль тротуаров. В стадии разработки находится проектно-сметная документация по объекту «Благоустройство улицы Кирова от улицы Космонавтов до улицы Комсомольская», где заказчиком является КУП «УКС г. Витебска».

В центре внимания также территория, примыкающая к путепроводу «Полоцкий», а значит, приведение в надлежащее состояние фасадов административных зданий и жилого фонда, зеленых зон, рекламных конструкций и других объектов.

Значительные работы будут проведены ОАО «ВКХП», УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги», КТУП «Полоцкий рынок г. Витебска», ГП «ЖРЭТ
г. Витебска».

— А есть ли перспективы по благоустройству лесопарка Юрьева горка, улучшению развлекательной, спортивной инфраструктуры парка железнодорожников?

— На Юрьевой горке уже несколько лет назад для удобства горожан установлена лестница, ведущая к источнику. Здесь ежегодно производится высадка молодых деревьев и кустарников. А в парке культуры и отдыха железнодорожников, на мой взгляд, создана неплохая инфраструктура: установлены детский развлекательный комплекс, теннисные столы, скамейки, расположено футбольное поле и поле для мини-футбола с искусственным покрытием. В летнее время центральное место здесь отводится под детские аттракционы. К слову, администрацией Железнодорожного района в парке высажена березовая аллея, так что коллектив внес свою лепту в благоустройство этого уютного места для семейного отдыха горожан.

— Какие социальные программы реализуются в Железнодорожном районе?

— Один из ориентиров — Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы. Она направлена на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым гражданам и инвалидам, в частности на обеспечение безопасных условий проживания (проведение ремонтных работ печного отопления, электропроводки, установка АПИ, мероприятия по организации безбарьерной среды). Помощь детям и семьям оказывается в рамках действующей Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Помимо этого, в нашем районе существует такой механизм, как реа­лизация гуманитарных проектов в отношении отдельных групп населения, направленных на оказание помощи.

Например, с целью раскрытия внутренних ресурсов, профилактики деменции у пожилых людей территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района разработал соцпроект «К активному долголетию через online обучение и общение» и направил в немецкий фонд «Память, ответственность и будущее». Проектное предложение «Близкие люди всегда на связи», целью которого является решение проблемы социальной изоляции и восстановления семейных связей пожилых граждан посредством современных компьютерных технологий, направлено в посольство Польши в Минске. Есть проекты, разработанные для социализации молодых людей и детей с инвалидностью, для помощи матерям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, и другие. Это конкурсные программы, которые могут быть поддержаны зарубежными грантами.

В нашем районе развито волонтерское движение ОО «БРСМ» — «Доброе сердце». Более двухсот юношей и девушек состоят в его рядах, образуя 18 волонтерских отрядов. Участники на постоянной основе оказывают адресную помощь и социальную поддержку ветеранам войны и труда, одиноко проживающим пожилым людям, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, помогают благоустраивать исторические объекты района. За волонтерскими отрядами закреплено 63 ветерана и 29 памятных мест и захоронений.

Молодые добровольцы активно участвуют в районных акциях, которые связаны с помощью пожилым людям, малообеспеченным семьям, восстановлением и благоустройством памятных мест, святынь. Молодежь трудилась на территории костела Святой Варвары, ребята облагородили родник на Юрьевой горке.

За прошедшие два года представители «Доброго сердца» проходили обучающие тренинги на базе ВГМУ по безопасному сопровождению людей, передвигающихся на инвалидной коляске либо имеющих нарушение зрения. Во время проведения выборов волонтеры оказывали помощь маломобильным избирателям на участках для голосования.

— Обращается ли в администрацию района молодежь с социальными, общественными, культурными, спор­тивными инициативами, и если да, то какие из них были реализованы и поддержаны местной властью?

— Да, мы работаем по принципу обратной связи. Как единое целое взаимодействуют администрация района и райком БРСМ. Одно из важнейших направлений — патриотическое воспитание. В честь 75-летия Победы реализуются проекты: открытые диалоги «Машина времени. Связь поколений», «Диалог поколений», «Поговори со мною, ветеран», районный фотопроект «Победе — 75!», традиционный районный конкурс военной подготовки «Зарница», республиканский проект «Беларусь помнит» и многие другие. Планируется воплощение молодежной идеи по закладке парка семейных деревьев в рамках проекта #ЗаДело.

Сейчас от союзной молодежи поступила инициатива по формированию консолидированных волонтерских отрядов для передачи рецептов, продуктов питания пожилым гражданам, которые в этом нуждаются и находятся в группе риска в сложившейся эпидситуации.

— Юрий Анатольевич, на территории района находятся 60 памятников истории и культуры, два уникальных музея — Марка Шагала и истории ВНХУ, КИК «Золотое кольцо города Витебска «Двина». Как выполняются задачи по охране наследия?

— За памятниками решением админист­рации Железнодорожного района № 213 от 21 июня 2019 года закреплены шефствующие организации и учреждения района. Их же силами выполняются все мероприятия по благоустройству мест захоронений воинов и партизан Великой Отечественной войны, мемориальных комплексов, досок и братских могил.

Многие памятники истории и культуры, которые находятся в Железнодорожном районе, включены в туристско-экскурсионные маршруты «Витебск — город Марка Шагала», «По страницам истории 1000-летнего Витебска», «Витебский ренессанс». Да и прогулки на теплоходах «Северная столица» и «Витебск» по Западной Двине открывают прекрасные виды, в том числе на памятник промышленной архитектуры XVIII века — бывшие соляные склады, где размещен культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина». В прошлом году этот уникальный центр отпраздновал 25-летие, только в юбилейном 2019-м здесь провели 520 мероприятий, среди которых выставки и мастер-классы по декоративно-прикладному и изобразительному искусству, праздники народного календаря, ярмарки народных ремесел. В 2019-м КИК «Золотое кольцо города Витебска «Двина» посетили 90 тысяч человек — витебчане, гости из Германии, Великобритании, Израиля, тургруппы из России, Латвии, Литвы, Эстонии.

На привлекательный имидж нашего города работает и мемориальный Дом-музей Марка Шагала на Покровской улице, адрес, скажем так, всемирно известный. Ежегодно в среднем 20–25 тысяч человек посещают этот дом, где прошли детские и юношеские годы художника. Кстати, 70 процентов посетителей — гости из-за рубежа. Пожалуй, один из главных экспонатов в историко-художественной среде Витебска — дом на улице Марка Шагала, 5а, где в 1919 году начало работать созданное Шагалом художественное училище и где творили впоследствии всемирно известные художники, в том числе и Казимир Малевич, объединение «УНОВИС». Созданный в этом здании в феврале 2018-го Музей истории ВНХУ стал местом притяжения исследователей со всего мира. Для города это мощный символ, уникальный центр, современный интерактивный музей, способствующий усилению туристического потока.

Большая работа в районе проводится по увековечению памяти героев. В 2019 году с участием представителей горисполкома, администрации Железнодорожного рай­она, депутатов областного Совета депутатов, общественных организаций были торжественно открыты мемориальные доски воинам-«афганцам» Виктору Вороновичу и Виктору Дольникову на зданиях СШ № 2 и СШ № 15 соответственно.

В целом Железнодорожный район может гордиться уникальной историей и богатыми традициями.

— Юрий Анатольевич, на каких принципах строится работа администрации ради эффективного управления районом?

— В администрации сформирована команда профессиональных и компетентных работников, деятельность которой нацелена на соотнесение принимаемых решений с реалиями жизни и интересами граждан. Для нас принципиально важна не столько широта охвата контролируемых нами сфер, сколько соблюдение общественных интересов, принципа открытости в диалоге с людьми. Не все жизненные ситуации прописаны в законе, очень важно уметь применить творческий подход к решению проб­лем населения. А эффективность деятельности администрации мы рассматриваем как фактор повышения качества жизни в Железнодорожном районе.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовала Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений