В прошлый четверг в администрации Первомайского района выездной прием по вопросам социального иждивенчества провел помощник Президента Республики Беларусь — главный инспектор по Витебской области Александр Позняк.
Согласно Декрету Президента от 2 апреля 2015 года №3 неработающие граждане, не участвующие в финансировании госрасходов, должны за 2015 год уплатить до нынешнего 20 февраля 360 рублей. На 15 февраля в созданную в горисполкоме комиссию по предоставлению налоговых льгот обратились 342 витебчанина. Цифра эта меняется каждый день. Рассмотрено более 200 обращений, 133 гражданам отказано в освобождении от уплаты сбора.
Еще до начала приема Александр Позняк заметил, что основная цель Декрета №3 — не наказать так называемых тунеядцев, а стимулировать трудоспособных людей к труду. Прием длился пять часов, Александр Григорьевич выслушал 50 человек. Разговор велся по существу, учитывали все обстоятельства и при наличии малейших документальных оснований вопрос решали положительно. При этом помощник Президента отмечал, что никто не подменяет функции комиссии, но учитывать сложную жизненную ситуацию, в которой оказался тот или иной гражданин, при оплате сбора на финансирование госрасходов необходимо, такую позицию занимает и глава государства. Большинство обратившихся приводили аргументированные доводы и подтверждающие документы, что является основанием для повторного рассмотрения комиссией.
Вот и молодая мама из Витебска обратилась с тем, чтобы ей сделали перерасчет суммы сбора за 2015 год, так как она ухаживала за сыном до семилетнего возраста. Оставить одного ребенка не могла, а муж находился в постоянных командировках в России. С января 2016 года женщина работает, ждет прибавления в семье. В такой ситуации, заметил А. Позняк, можно пойти навстречу, если будут документы, подтверждающие, что за ребенком было некому ухаживать.
На прием обратились несколько граждан, которые то ли сами работали в России, то ли их дети, дескать, не тунеядствовали, а извещение на оплату сбора получили. В таких случаях необходимо представить в комиссию справку с места работы. Другое дело, что многие витебчане работают в России нелегально, значит, ни о каких послаблениях речь не идет.
Невозможно принять и объяснения родителей великовозрастных детей, которые по два-три года не работают. «Не могут найти работу по специальности или занятие по душе» — отговорки, чтобы оправдать бездействие сына, дочки, сидящих у них на шее. Александр Позняк в каждом конкретном случае разбирался, чем можно помочь, предлагал обратиться в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома, где подыщут работу. В городе имеется 2700 вакансий.
Один молодой человек, в прошлом предприниматель, не работает уже два года. С пренебрежением заявил, что «нет смысла трудиться за 100 рублей». Тем не менее он пытался доказать, что участвует в финансировании госрасходов, когда платит включенный в цену налог на добавленную стоимость, делая покупки в магазинах, оплачивая услуги.
Обиднее всего, как замечал в ходе приема Александр Позняк, что за таких деток придется раскошеливаться родителям. И это вместо того, чтобы сыновья помогали им.
Было несколько случаев, когда обратившимся требовалась помощь в организации квалифицированного медицинского обследования, поскольку по состоянию здоровья граждане не могут работать, а группы у них нет. Одна жительница Витебского района, несмотря на свои болезни и невозможность из-за этого трудоустроиться, уже внесла необходимую сумму. Просила помочь найти хоть какую-то работу. Было предложено не только возвратить уплаченный налог в связи с трудной жизненной ситуацией, но и посодействовать в трудоустройстве. В другом случае, когда мать содержит онкобольного сына, комиссии предложено рассмотреть положительно вопрос о стопроцентном освобождении от сбора (первоначально — 50 процентов), более того, оказать семье материальную помощь. Будет пересмотрено решение и в случае, когда мать содержит внука и сына-инвалида (инвалидность получена во время прохождения службы в армии), поручено оказать медицинскую помощь.
Несколько человек просили не считать их социальными иждивенцами, поскольку проживают в частных домах и занимаются подсобным хозяйством, хотя речь идет не о сельской местности. «Какие это иждивенцы, если они обеспечивают себя всем необходимым?» — задавал вопрос А. Позняк. Такие обращения будут рассмотрены комиссией повторно.
— Прием граждан показал, что Декрет №3 нужен, поскольку немало фактов откровенного иждивенчества со стороны отдельных граждан, не работающих годами. Они и пользу государству не приносят, и даже родителям не помогают. И с таким положением мириться нельзя. Принятый документ стимулирует к трудоустройству, вовлечению населения в легальные виды деятельности. Конечно, мы убедились, что люди недостаточно информированы о положениях декрета, в практике его применения есть немало проблемных моментов, поэтому такие приемы будут продолжены, — подвел итоги Александр Позняк.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.