Вопрос о качестве уборки подъездов часто поднимается на различных уровнях. Уборка лестничных клеток в подъездах жилых домов города производится согласно установленной периодичности проведения работ: сухая уборка мест общего пользования от мусора — 1 раз в неделю, мойка лестничных клеток — 1 раз в месяц, что подтверждается актами выполненных работ, подписанных жильцами подъездов.
Почему же тогда предъявляют претензии к чистоте в подъездах жильцы многоэтажек? В этом мы разбирались в ходе журналистского расследования, побывав в домах, находящихся в зоне ответственности ЖЭУ-8.
Из состава работ по техническому обслуживанию жилого дома 1 января 2016 года в отдельную услугу выделена уборка мест общего пользования. Определены предельно допустимые тарифы на санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома на одного проживающего в месяц. В настоящее время — 0,65 рубля. Жильцы могут и не платить за эти услуги, убирать подъезды самостоятельно. Нужно лишь собрать соответствующие заявления со всех владельцев (ответственных квартиросъемщиков), проживающих в подъезде, заключить дополнительное соглашение и далее самим обеспечивать чистоту в подъезде.
В домах, которые обслуживает ЖЭУ-8, 466 подъездов. Жильцы 163 из них приняли решение следить за порядком самостоятельно. В сравнении с 2016-м годом, когда от уборки подъездов ЖЭУ отказывались массово, опасаясь больших начислений за эту услугу, сейчас наблюдается тенденция возврата на обслуживание коммунальщиками.
— Какие у нас могут быть претензии к чистоте, если мы сами убираем? — заулыбался жилец первого подъезда дома № 9, корпус 9 по улице Чкалова Александр. Тем не менее пошел пятый месяц, как жильцы подъезда вернулись на обслуживание в ЖЭУ. Непосвященный в это мужчина разницы не заметил.
— Убираем свой подъезд сами не потому, что жалко денег или не доверяем ЖЭУ. Просто так издавна сложилось, жильцы в подъезде дружные, чистоплотные, практически не съезжают и не приезжают, — подключается к разговору здешняя жительница Ирина.
— Да убирают они (дворники), стараются! — заверила случайно проходившая мимо жительница дома по улице Чкалова, 7 корпус 1 Анна Володькина. — Сами жильцы во многом виноваты: сколько раз уже дверь в подъезд ломали, курят, сорят, неаккуратно мусоропроводом пользуются…
В этом одноподъездном доме 144 квартиры, в соседнем аналогичном — 131. В силу такой густонаселенности в одном подъезде это самые проблемные дома. Тем не менее, пройдя по ним сверху донизу, мы не обнаружили грязи, неприятного запаха, запущенности. Да, накануне в них делали уборку, что подтвердило: не стоит нарекать на ее качество. Да и вообще, к порядку во всех обследованных подъездах, убирают их жильцы или коммунальщики, можно было бы придраться только в силу предвзятого отношения.
— Возможно, в чьем-то представлении «настоящая» уборка — это когда подъезд метут хотя бы через день и моют еженедельно, в том числе стены, плинтусы, окна, — предполагает главный инженер ЖЭУ Валерий Жилко. — Но для этого нужны другие средства и штаты по сравнению с теми, которыми располагаем мы. И оплата таких услуг, соответственно, на порядок выше.
Жилищно-эксплуатационные организации, осуществляющие данные работы в жилищном фонде, находящемся в их хозяйственном ведении, исходя из имеющихся средств на эти цели, то есть отчислений граждан, самостоятельно определяют периодичность и виды работ. ЖРЭТ города Витебска приказом по предприятию установил периодичность выполнения работ по уборке вспомогательных помещений жилых домов, обязательную для выполнения всеми ЖЭУ города. Согласно этому приказу сухая уборка осуществляется еженедельно; влажная — ежемесячно; мойка окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов, отопительных приборов, обметание пыли с потолков — ежегодно, в мае.
— И все же лучший вариант обеспечения порядка — это уборка силами жильцов, — делится наблюдениями мастер ЖЭУ Екатерина Орлова. — В таком случае они более ответственны: своих трудов жалко. Могут сделать замечание неопрятному соседу, организовать субботник, немедленно подтереть, скажем, случайно пролившееся молоко, убрать тщательнее, чаще. А так — все ждут дворника, на него же и нарекают.
Приятным штрихом в расследовании стало посещение «интеллигентного», по определению Екатерины, дома № 7 по улице Чкалова. Его жильцы взаимодействуют с коммунальщиками: отремонтировали свои подъезды, украсили их настенными рисунками и комнатными цветами, разбили у крылец цветники, помогают в проведении генеральных уборок, а за текущим порядком ревностно следит дворник. Такой опыт продуктивного сотрудничества достоин внимания и повторения.© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.