Лечение барокамерой: чем полезна гипербарическая оксигенация для организма?

logo
Пятница, 06.10.2017 18:27 | Рубрика: Здоровье
215893

Среди различных методов лечения в Витебской городской клинической больнице №1 успешно применяют систему гипербарической оксигенации (ГБО).

Заведующий отделением Сергей Лаптев трудится здесь уже почти 15 лет. Об этом методе знает много и с удовольствием вводит в курс дела.

— Если говорить упрощенным языком, то это лечение в барокамере, внутри которой создается высокая концентрация чистого кислорода (в атмосфере его около 20 процентов, а здесь до 90), при этом еще повышается давление в системе. В итоге плазма крови человеческого организма насыщается дополнительным количеством кислорода, необходимого для жизнедеятель­ности и образования энергии, и соответственно, происходит его более активное функционирование, восстанавливается нарушенное. Например, наукой доказано, что в несколько раз ускоряется заживление ожоговых поверхнос­тей, идеален метод при отравлении угарным газом. Также в условиях барокамеры происходит замедление сердечного ритма, что помогает в лечении гипертонической болезни, при нарушениях ритма сердца, активизируются восстановительные процессы при нейропатиях, сахарном диабете, язвенной болезни и других.

Конечно, кислород из плазмы крови спустя некоторое время уходит, но толчок процессам восстановления дан, организм начинает задействовать свои резервы. При этом условия прохождения процедуры очень спокойные. Здесь намеренно создается релаксирующая обстановка, за 40 минут процедуры пациент может в барокамере полноценно отдохнуть и даже вздремнуть, ведь напряжение максимально снижено, а это способствует дополнительному усвоению кислорода и восстановлению сил. Некоторые пациенты ощущают лечебный эффект с первых сеансов.

Две барокамеры в некогда трестовской больнице начали работать в 2002 году. И служат очень надежно при условии регулярного профессионального технического обслуживания — ежегодного и текущего, потому ресурс изделий московского предприятия, работавшего на космос, далеко не исчерпан. Предварительный проверочный цикл проводится и каждый день перед тем, как начать лечебные сеансы. В отделении работают всего четыре человека. Кроме врача-заведующего, это старшая медсестра Лариса Афанасьева, санитарка Ирина Киселева и прошедший специальное обучение инженер Николай Комлев. Он обеспечивает хорошее техническое состояние баросистем и постоянно контролирует их работу. В отпуск уходят всем составом одновременно. За день проводят 12—14 сеансов. С тех пор, как больница №1 приобрела терапевтический профиль, ГБО-процедуры широко применяют в лечении пациентов неврологического, терапевтического и двух кардиологических отделений. Это в основном люди с не острыми, уже хроническими заболеваниями, и очень важно стимулировать организм на противостояние недугам.

— Метод ГБО обладает удивительной широтой и хорош в большинстве случаев не сам по себе, а в сочетании с другими способами лечения, — продолжает Сергей Николаевич. — Его еще активнее можно применять в различных отраслях медицины — травматологии, гинекологии и акушерстве, даже онкологии, для реабилитации после многих заболеваний. В какой мере и как? Это должны решать специалисты этих профилей.

Порой мы сталкиваемся с тем, что люди не могут лечь в барокамеру, хотя она достаточно прозрачна, из-за боязни закрытого пространства. В моей практике было шесть пациентов с симп­томами клаустрофобии, которым удалось успешно провести курс ГБО. При этом страх закрытых пространств значительно снизился.

Сама по себе гипербарическая оксигенация — очень дорогой метод лечения. До 100 тысяч долларов стоит барокамера, плюс ее обслуживание, использование кислорода, работа персонала. С учетом только основных расходов процедура расценивается почти в 17 рублей. За такую цену услугами барокамеры могут воспользоваться не находящиеся на лечении в стационаре люди. Но Сергея Лаптева радует, что в Беларуси благодаря господдержке при сохранении бюджетной медицины ГБО-терапия остается доступной, в стране таких отделений всего 44, из них два плюс кабинет — в Витебске.

Витебская больница №1 при выполнении поставленных перед терапевтической клиникой задач стремится использовать все, что позволит получить эффект. Кстати, здесь работает и отделение гипобарической терапии и баро­климатической адаптации, где лечат, наоборот, разреженным воздухом сродни условиям на высоте 11 тысяч метров над уровнем моря. По словам главного врача Дмитрия Козловского, за восемь месяцев года на 261 койке прошли лечение более 5600 человек, это больше прошлогоднего, поток не иссякает. Есть для работы необходимое оборудование, понемногу закупается новое, клиника укомплектована врачебными кадрами, а нехватка среднего медперсонала обеспечивается за счет подработки студентов медуниверситета. Старые стены ждут продолжения капитального ремонта, а совсем скоро запустят в работу новый больничный лифт.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото автора.