Зачем во время химчистки снимают пуговицы? Корреспондент vitbichi.by один день проработала в ОАО «Лотос»

logo
Пятница, 06.08.2021 09:04 | Рубрика: Общество
02102

Недавно делала черничное варенье на зиму. Справившись, решила попробовать, что получилось. Заварила чай, в блюдце налила варенье и на подносе понесла в зал, чтобы насладиться за просмотром телевизора. И надо же — оступилась! Варенье и чай, естественно, оказались на полу. А точнее — на белоснежном ковре. Досадно, ведь известно, что отмыть следы черники — та еще задача. Без помощи специалистов здесь не обойтись.

За ней и решила обратиться к сотрудникам объединения «Лотос». А заодно узнать о тонкостях профессии, потрудившись там один день.

Моим наставником стала начальник производственно­-технического сектора Елена Кузьмина. Она рассказала, что в городе работает 8 приемных пунктов предприятия. Все поступающие на них изделия отправляют на участок по химической чистке и крашению одежды, который находится на улице Петруся Бровки, 20а. Здесь же — один из приемных пунктов. Оксана Костюченко работает приемщицей с 2007 года.

Меня заинтересовало, что чаще приносят в «Лотос» клиенты.

— В основном сдают в чистку верхнюю одежду: пальто, пуховики, куртки, — рассказала Оксана Стани­славовна. — Ковры — чаще летом. Молодые мамы просят почистить коляску, когда дети из нее вырастают, чтобы перепродать. Приносят строгие костюмы, вечерние платья. Большой труд — привести в презентабельный вид свадебные платья. Как правило, подол, который касается земли, очень загрязняется. Иногда приходят дизайнеры и модельеры, которые приносят свои коллекции после показов. Вчера сдали очень красивые шторы, выполненные по индивидуальному заказу. На них много отделочных элементов: вышивка, стразы, бусины. Я такой красоты раньше не видела. Естественно, хозяйка не рискнула стирать их сама — тут нужен профессиональный подход. Когда принимаем изделие, осматриваем его, оговариваем сроки работы. Есть срочная химчистка, есть та, что выполняется в десятидневный период. По правилам бытового обслуживания, если клиент не забрал вещь через два месяца, мы имеем право ее продать, письменно уведомив его. Хотя, честно говоря, мы так не поступаем.

Был в «Лотосе» один случай: мужчина сдал костюм в химчистку и не объявлялся несколько лет. Ради интереса решил зайти спустя годы. Как же приятно был удивлен и благодарен, когда ему вернули чистый костюм!

После посещения приемного пункта отправляемся с Еленой Викторовной на участок сортировки. Это помещение со стеллажами, в которых много ячеек. Перед комплектовщиком стоит важная задача — определить, что нужно проводить: химчистку (обработку в растворителях) или аквачистку (обработку в водной среде). Например, аквачистке нежелательно подвергать шерстяные и меховые изделия, они могут сесть до детского размера. А искусственную кожу — химчистке, она «задубеет».

— Был случай, когда к нам принес куртку италь­янец, — рассказывает Елена Викторовна. — По правилам, если на вещи имеется маркировка, мы обязаны провести обработку согласно ей. Там была указана химчистка. Оказалось, куртка была с поливинилхлоридной пленкой, с внутренней стороны сдублированной с тканью. Но ее не было видно из-­за подкладки. В итоге после химчистки изделие можно было просто поставить на стол! Вина изготовителя. Но заказчик оказался с чувством юмора, рассмеялся и похвалил, что почистили по правилам, как в Италии, — там у него тоже был такой случай. Наши мастера научились определять на ощупь наличие такой пленки.

Елена Викторовна предложила попробовать это сделать и мне. Честно говоря, не вышло. Более того, я была уверена, что куртка выполнена из кожи. А она оказалась из кожзама.

Обратила внимание на некоторые вещи на участке сортировки. Например, в одной из ячеек много одеял. Елена Викторовна рассказала, что это Витебское отделение Белорусской железной дороги регулярно чистит их, поэтому в поездах они всегда в хорошем состоянии. Филиал «Витебские тепловые сети» постоянно обращается за чисткой спецодежды сотрудников. Целую ячейку заняла ростовая кукла — их часто приносят аниматоры. Ее будут чистить вручную. Рядом в ячейке — поролоновые накидки на диваны из пиццерии.

В отделении химчистки три большие итальянские машины. Основной растворитель, который используется, — перхлорэтилен. Практически все химчистки Беларуси работают на нем. Перед тем, как отправить изделие в машину, на особо загрязненные места на специальном станке наносят усилитель чистки и выводят пятна вручную.

Кстати, пуговицы с изделий во время процесса химчистки снимают — иначе они попросту растворятся.

Очень интересовало меня, как происходит еще один процесс в «Лотосе» — крашение. Помнится, как однажды я обращалась в один из приемных пунктов за этой услугой. Краской закапала любимый бежевый плащ. Расставаться с вещью не хотела и отнесла в «Лотос». В итоге получила шикарный черный плащ.

— Моя работа в каком-­то смысле ювелирная! — рассказала красильщик Светлана Шипицына. — К каждой вещи — индивидуальный подход. Например, как­-то пришла девушка, которая в столичном бутике купила очень дорогую дубленку. Но за один сезон вещь потеряла свой вид. Окрасить ее было сложно из­-за множества декоративных элементов: стразов, бусин, звездочек, вставок из замши. Но мы рискнули. Добились насыщенного синего цвета (был грязно-­синий). Лучшей наградой за проделанную работу был восторженный отзыв клиентки.

Я обратила внимание на кожаный плащ двух цветов, который висел на манекене.

— Как вам? — поинтересовалась Светлана Ивановна. — Часть изделия серого цвета внизу была полностью выцветшая, морковный цвет сверху — тоже сильно поблек. Мы подобрали цвета, исправили все недостатки.

Теперь же передо мной висел практически новый плащ — яркий, стильный!

Светлана Ивановна рассказала, что однажды пришел мужчина с кожаной курткой, который признался, что зимой накрывал ею картошку на балконе… А когда опомнился, что к сезону куртки у него нет, решил спасти изделие: заменили подкладку, покрасили. По­обещал бережнее относиться к вещам.

Елена Викторовна поделилась полезными советами, которые пригодятся потенциальным клиентам «Лотоса». Например, сдавать одежду в чистку рекомендуют в конце сезона носки, а не перед началом. Это позволит избежать появления застарелых пятен, увеличит срок службы изделия, а еще защитит от моли. При покупке одежды важно обращать внимание на маркировку — если производители вообще не рекомендуют каким-­то образом чистить изделие, возможно, не стоит его покупать. В чистку его примут без гарантии за выполнение работы. Маркировочный ярлык стоит сохранить хотя бы до первой чистки: если на изделии в процессе обработки проявятся какие­-то дефекты, можно предъявить претензию продавцу или производителю. Одежду после чистки нельзя хранить в полиэтиленовой упаковке. Для этого лучше заказать чехол из дышащей хлопчатобумажной ткани с противомолевой обработкой.

И самое главное — не нужно стремиться избавиться от пятен самостоя­тельно: неумелое воздействие может закрепить загрязнение, и тогда даже профессионалы не всегда помогут.

— Так что вы правильно поступили, что не пытались избавиться от черничного пятна на ковре, а принесли его к нам, — отметила Елена Викторовна. — Уверяем, от пятна и следа не останется!

Действительно, через несколько дней я убедилась в этом. Ковер — чистый, без намека на черничное пятно. Спасибо сотрудникам «Лотоса» за профессионализм и полезные советы!

К слову. Для удобства обслуживания потребителей приемный пункт по улице Петруся Бровки, 20а работает теперь и по субботам с 9.00 до 17.00.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Алеся САМОТОЙ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.