Испытано на себе: корреспондент «Витьбичей» один день отслужил в ВДВ

logo
Среда, 04.10.2017 15:00 | Рубрика: Общество
06692

Для любого десантника прыжок с парашютом — обязательный элемент службы в бригаде. А вся экипировка может весить 40 килограммов. Еще обучаясь на военной кафедре ВГУ имени П. М. Машерова, для себя отметил, что среди ее преподавателей много тех, кто служил в 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде (некоторые еще в дивизии).  Они рассказывали много интересного из армейских будней. И у меня появилось желание посетить славное соединение, познакомиться с бытом солдат и испытать на себе хоть малую толику того, через что проходит каждый десантник.

У солдата выходной

Воскресенье — любимый день военнослужащего: и на час позже подъем, и, если не провинился и подходит твой черед, уход в увольнительную, встреча с родителями и любимой девушкой. По довольным лицам бойцов, когда спрашиваешь, видно, что эти моменты являются настоящей эмоциональной подпиткой для них.

Подъем в воскресенье у ребят в 7.00. Небезызвестные 45 секунд (или пока горит спичка) в современной армии не догма. Конечно же, солдату нельзя двигаться как сонной мухе, но и лишней строгости нет. В это время он обязательно должен вложиться, когда поднимают по тревоге.

Затем бойцы убывают на зарядку. Здесь важное условие, при занятии на спортивных снарядах, — присутствие рядом одного или двух соратников для подстраховки. Далее после всех гигиенических процедур — личный досмотр. Проверяются наличие документа, удостоверяющего личность, чистота воротника, внешний вид, аккуратность формы и обуви.

Также в выходные бригадный священник проводит для солдат экскурсии по историческим местам города, рассказывает о храмах. В день нашего визита на плацу представители православной церкви выступали с небольшой концертной программой. Кроме того, служба в культурной столице накладывает свой отпечаток на досуг: посещают бойцы и театр.

Армейская элита

Подразделение, к которому меня приписали, — гордость бригады. Разведывательно-десантная рота постоянно представляет соединение на различных соревнованиях. Вот и в нынешнем году десантники стали лучшими в Слониме на состязаниях среди разведподразделений. Говорить о том, какие у ребят физические нагрузки и интенсивное обучение по огневой, тактической и разведывательной подготовке, излишне.

Заместитель командира роты Александр Терехов отметил, что каждый месяц в распорядке у разведчиков полевой выход на 3-4 дня. И неважно, какие погодные условия за окном.

— До места назначения ребята часть пути могут добираться или поездом, или на МАЗе, а далее 20–30 километров маршем в полном обмундировании, — рассказал офицер. — В конечной точке бойцы оборудуют дневку из подручных материалов, маскируются, проводят ориентацию на местности, отрабатывают ведение таких стандартных для разведки действий, как поиск, засада, налет. Иногда, выполняя задание, приходится сидеть неподвижно в «секрете» несколько дней, быть незаметным, ожидая условного врага.

Каждый солдат этого подразделения — универсальный боец. В военное время в случае гибели товарища должен его заменить. Вне зависимости, кто ты по организационно-штатному расписанию: снайпер, водитель или пулеметчик.

Командир 1-го отделения 1-й группы гвардии сержант Илья Грицкевич рассказал, что быстро влился в коллектив, на «гражданке» занимался спортом, поэтому справиться с нагрузками было проще.

— Во время марш-бросков на 30 километров главное — настроиться морально, если ты сказал себе, что дойдешь до конца — значит, так и будет, — уверен боец.

Прыжки с высоты пятиэтажки

Кульминацией всей службы становится прыжок с парашютом. Новички десантируются без оружия и грузовых контейнеров. Но перед этим их ждет интенсивная подготовка. Чтобы я мог прочувствовать ее на себе, меня ведут к воздушно-десантному комплексу (ВДК). Здесь, на площадке, находятся тренажеры, макеты вертолета Ми-8Т, самолетов Ан-2 и Ил-76, а также стапеля для подвесных систем и 15-метровая вышка высотой с пятиэтажный дом. Прыжки с нее обязательны перед первым десантированием с воздушного транспорта.

То, что на меня надели, весит немало. Парашют Д-6 (28 килограммов) и рюкзак десантника объемом 30 литров (вес зависит от того, что туда положить). Если добавить к экипировке еще стрелковое оружие, бронежилет, шлем, боеприпасы, то может перевалить за 40 килограммов. Затем мне предлагают пройти ряд упражнений на снарядах для тренировки голено­стопа, чтобы избежать повреждения при приземлении. Во всей этой экипировке уже после первого круга чувствуется приличная нагрузка. Правильно приземляться нужно, плотно прижав носки, пятки и колени друг к другу. Ноги при приземлении нельзя подтягивать под себя или разводить в стороны, они обязательно вынесены вперед и напряжены. В таком деле мелочей не бывает.

Последовательность действий парашютиста в воздухе после прыжка примерно такая: нужно сгруппироваться, отсчитать время, выдернуть кольцо. После прыжка десантники произносят: «501, 502, 503» — и выдергивают кольцо, следом: «504, 505, купол». Спрашивается, зачем? Почему не привычные 1, 2, 3? Оказывается, за то время, когда говоришь именно эти длинные числа, проходит примерно секунда. После раскрытия парашюта нужно осмотреть купол, бросить взгляд по сторонам — нет ли в опасной близости товарищей-парашютистов, затем с помощью строп управления развернуться по ветру. Снижаясь, необходимо постоянно контролировать свое положение — оно должно быть спиной к ветру. Если замечено препятствие (дерево, овраг, линия электропередачи), с помощью натяжения свободных концов подвесной системы нужно уходить от него в безопасную сторону. Обучают также и тому, как действовать в случае нераскрытия парашюта или при запутывании его строп.

Служба службой, а обед — по расписанию

После парашютно-десантных упражнений стоит подкрепиться. Заходим в солдатскую столовую. На часах 14.00, и здесь уже собрались первые желающие пообедать. В меню, как говорится, первое, второе и компот — различные каши с мясными изделиями, супы, овощи, свежие булочки. Блюда сбалансированы по калориям и витаминам.

Вместо эпилога

Во время нашего визита военнослужащие подметали плац, косили траву — словом, наводили привычный порядок. Поэтому на территории соединения и в казармах чисто, как в хирургической палате. Бойцы-десантники дадут фору многим клининговым компаниям. Военнослужащие пользуются стиральными машинами, есть в расположении также душевые кабины.

Пользоваться солдатам мобильными телефонами строго запрещено. Только в отведенное время у них есть возможность созвониться с родными, используя сотовый, который предо­ставляет бригада.

Украшением праздничных мероприятий в Витебске и Минске не первый год становится вальс бронетранспортеров, который виртуозно исполняют военно­служащие бригады. Что тут добавить — крылатой пехоте по силе многое!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Андрей ЩЕРБИЦКИЙ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.