Вера в правое дело своего народа, в неизбежный разгром ненавистного врага помогала витебчанину Ивану Курякову достойно пройти дорогами войны

logo
Четверг, 25.06.2020 09:30 | Рубрика: Беларусь помнит
01005

Многому можно и нужно учиться у тех, кто с чес­тью выдержал все испытания военной поры. Отвага и самоотверженность, духовная стойкость и преданность Родине…

А еще — неиссякаемый оптимизм и вера в людей, душевная прямота и мудрость. Именно таким является Иван Куряков, в 1944-­м и 1945 годах — боец Красной Армии. В юном возрасте вместе с городом на Двине он пережил тяжелое время оккупации, и день освобождения Витебска от немецко-­фашистских захватчиков Ивану Климентьевичу дорог вдвойне.

Иван Куряков родился в 1926 го­ду. С приходом немцев в своем же родном городе вынужден был жить в землянке, чтобы избежать угона в Германию. И все же во время одной из облав был схвачен оккупантами и отправлен в лагерь «5-­й Полк». За несколько дней до освобождения города Ивана вместе с другими узниками фашисты заставили рыть окопы. А потом колонной погнали по направлению к Бешенковичам. Во время налета советской авиации юноше удалось сбежать.

В освобожденном городе Иван вначале трудился путевым рабочим на железной дороге, благодаря чему в те голодные дни мог получать паек. А затем юношу определили в учебный полк, где обучали новобранцев разным военным специальностям. Иван Куряков стал топографом-­вычислителем.

С декабря 1944 года — в составе 191­й гаубичной артиллерийской бригады. Молодой боец обрабатывал данные для всех трех батарей артиллерийского дивизиона, то есть для 12 орудий разной дальности поражения.

Боевое крещение принял в
Польше во время прорыва вражеской обороны южнее Сандомира в январе 1945­го. Основательно готовился к бою Иван Куряков: тщательно обрабатывал данные разведки, постоянно вносил коррективы. Накануне, вспоминает ветеран, были сильные снегопады, но заснеженная земля стала черной, после того как поработала наша артиллерия, прикрывая наступление пехоты.

Затем бригада очищала от фашистов Домб­ровский промышленный район, юг Верхней Силезии, форсировала Одер. Иван Куряков участвовал в боях юго-­западнее Оппельна, во взятии Бреславля и Дрездена, штурме Берлина, в освобождении Праги.

В столице фашистской Германии, выполняя свою боевую задачу, до рейхстага красноармеец Куряков не дошел, видел только издалека это гигантское здание, выщербленное пулями и осколками. Орудия бойца вели огонь по уличным баррикадам немцев, обеспечивая проход советским танкам.

В Чехословакии Красную Армию, как рассказывает Иван Кли­ментьевич, местные жители встречали со слезами на глазах. Эта огромная радость людей, для которых закончилось фашистское иго, запала глубоко в душу молодому красноармейцу. Там же он и встретил Победу.

В успех дивизиона во время наступления весной 1945­го свою лепту внес и Иван Куряков. Приказом Верховного Главнокомандующего ему 9 раз объявляли благодарность. За ратный подвиг Иван Климентьевич награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

В послевоенные годы окончил Львовский политехнический инс­титут, после чего 27 лет отработал в Витебске на производственном объединении «Монолит» — был инженером, начальником бюро отдела сбыта. Ударник коммунис­тического труда.

Сегодня Иван Климентьевич, оглядываясь на те далекие страшные, но и героические годы, убежден, что выстоять морально в бою или фашистской неволе, вынести физически нелегкий солдатский труд помогала вера в Победу.

И когда рассчитывал координаты целей, вспоминал о зверствах захватчиков над мирными жителями. В такие минуты красноармеец осознавал всю степень своей ответственности: его артиллерийский дивизион должен был выполнить поставленные перед ними боевые задачи.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ.