Промышленный туризм в Беларуси: нам есть что показать

logo
Пятница, 12.08.2022 15:27 | Рубрика: Культура
04118

За эмоциями – на завод


Как вы представляете себе Беларусь? Да, вопрос ко всем нам, белорусам, может показаться исключительно наивным, потому что ответ на поверхности. Тот, кто исколесил страну вдоль и поперек, сразу начнет «сыпать» сведениями о самых ярких достопримечательностях историко-культурного наследия, знаковых памятниках природы, об именах, сложивших славу нашего народа. И будет прав, образ родной страны складывается из этой мозаики. Но что мы знаем о современной материальной культуре своей страны, что может обогатить представления о ней?

Увидеть и удивиться

Получить новые впечатления и сделать неожиданные открытия помогает знакомство с предприятиями, работающими в самых разных отраслях, с популярными брендами разнообразной продукции.

Производственный туризм в Беларуси относительно молодое направление, однако, очевидно, – перспективное. Во-первых, есть что показать, во-вторых, у внутренних туристов проснулся интерес к такого рода экскурсиям. И уже многие предприятия открыли двери для посещений.

– В нашей области в настоящее время 32 предприятия имеют материально-техническую базу для приема экскурсионных групп, показа производства и 16 туристических организаций, которые работают в направлении промышленного туризма, – отмечает заведующий сектором туризма и физкультурно-оздоровительной работы управления спорта и туризма облисполкома Светлана Астанина. – Этот вид туристической деятельности на Витебщине развивается не менее семи лет. Очень интересные экскурсии организует Оршанский льнокомбинат. Здесь можно не только наблюдать за технологическими процессами, увидеть, как из северного шелка рождается продукция, известная во многих странах мира, но также узнать историю крупнейшего предприятия по производству льняных тканей в Беларуси и СНГ. И, конечно, не обходится без посещения шикарного фирменного магазина, ни один турист не может удержаться от покупок.

Довольно активно работают по экскурсионным программам предприятие «Полоцкие напитки и концентраты», витебский «Двинский бровар», где рассказывают об истории компаний, традициях, раскрывают некоторые секреты современного производства напитков. В общем, примеров немало.

На многих предприятиях организуют яркие интересные путешествия на производство. Один из крупнейших представителей текстильной отрасли в Беларуси – ОАО «Витебские ковры». Здесь принимают, впрочем, как на любом производстве, экскурсионные группы по предварительным заявкам. Казалось бы, разве мы не видим знаменитую продукцию в магазинах. Как говорится, имеем представление. Но сколько интересного можно узнать, побывав на предприятии и наблюдая за процессом изготовления изделий от разработки рисунка будущего ковра до его создания, от наработки нитей до их поступления на ткацкий станок.

– Наше предприятие оснащено современным оборудованием, позволяющим конкурировать с ведущими мировыми производителями на рынке тканых ковровых изделий, – рассказывает инженер по подготовке кадров, разработчик положения об организации экскурсий на предприятии Алина Аржаных. – И когда показываем и объясняем, как оно работает, это вызывает эмоции. Например, наш 2-хполотенный жаккардовый станок, в который заправляются более 5 тысяч нитей. Посетители восхищаются и удивляются, говорят, что никогда не представляли, что станок может быть двухэтажным! Мы показываем обе фабрики – тканых и прошивных ковровых изделий, с удовольствием наши посетители рассматривают готовую продукцию в отделочном цехе. И, конечно, поражают масштабы производства. Например, в 2021 году было выпущено 21 миллион 427 тысяч квадратных метров ковровых изделий. Кстати, этим метражом, если пришлось бы собрать все изделия одномоментно, можно было бы устлать территорию поселка городского типа!

Алина Генриховна убеждена, что производственные экскурсии важны для формирования положительного имиджа предприятия и продвижения бренда, ознакомления посетителей с ассортиментом, новинками продукции, а также для профессиональной ориентации молодежи. На предприятии, кстати, много внимания уделяют профориентационным мероприятиям для студентов ВГТУ.

С 2018 года экскурсии на производство стали организовывать на ОАО «Обольский керамический завод». Это промышленный флагман Шумилинского района и один из старейших производителей стройматериалов в Беларуси, история которого началась в 1929 году.

Об этом коротко, но очень емко рассказывают посетителям на заводе. Здесь можно узнать, что обольский кирпич пользовался спросом на масштабных стройках былого СССР, его применяли при возведении храма Христа Спасителя, реставрации Воскресенских ворот на Красной площади в Москве и других объектов. Сейчас стройматериалы из Оболи востребованы и в России, и на отечественном рынке.

Главный технолог Обольского керамического завода Татьяна Алексеева рассказала, что в прошлом году провели 8 бесплатных экскурсий, в основном, для учащейся молодежи, но заявки поступали и от работников местных организаций.

– У нас особенно интересно школьникам. Может, придут потом на завод молодыми специалистами, – говорит Татьяна Николаевна. – Мы показываем весь технологический процесс изготовления продукции, говорим о мощностях производства. Например, в прошлом году выпустили 36 миллионов кирпичей. У нас все автоматизировано, операторы ведут работу с пультов управления. Экскурсанты наблюдают за процессом в основном на мониторах в операторских, за специальным ограждением. Это связано с обеспечением безопасности посетителей. Также предупреждаем, чтобы экскурсанты не делали лишних движений, так как могут сработать датчики и оборудование будет остановлено. Особенно впечатляют наши роботы – греческое оборудование, установленное после модернизации 2014-2016 годов. Наблюдают с интересом, как один робот укладывает кирпич-сырец на вагонетки и подает в сушилу, второй – укладывает уже сухой кирпич на обжиговую вагонетку, а затем передает его на конвейер третьему роботу. Очень удивляются, что в небольшом поселке может быть предприятие с такими суперсовременными технологиями. Мы разрешаем фотографировать на производстве, а также на участке керамики, где мастера изготавливают декоративные изделия. У нас можно приобрести сувениры.

Маркетинговый ход

После таких заочных экскурсий мы вернулись к разговору со Светланой Астаниной о пользе промышленного туризма.

– Она очевидна. Производственные экскурсии расширяют кругозор у людей, дают представление о товарах, брендах, повышают лояльность потребителей к отечественной продукции. Белорусы лучше ее узнают, порой действительно делают открытия, могут оценить промышленный потенциал страны, – убеждена собеседница. – У предприятий, которые знакомят с производством, появляется возможность дополнительного заработка, пусть и небольшого, но важнее всего то, что экскурсии способствуют продвижению продукции на внутреннем рынке. Ведь здесь – ее главный потребитель. Согласитесь, свой турист – своеобразный «агент влияния», а «сарафанное» радио тоже неплохое средство распространения информации и опосредованной рекламы. Если предприятия заинтересованы в экскурсантах, то и мы всегда готовы помочь информационно на туристических выставках, в том числе международных, для привлечения внимания зарубежных коллег.

Промышленный туризм поддерживается на государственном уровне. При Совете министров действует межведомственный экспертно-координационный совет. Каждое ведомство содействует развитию определенного вида туризма. Промышленный находится под эгидой Министерства экономики. Светлана Александровна заострила внимание на том, что немаловажным фактором развития производственного туризма являются мероприятия по профориентации учащейся молодежи. Она напомнила, что Постановлением Совета министров Беларуси утвержден пилотный проект по организации и проведению экскурсий в целях совершенствования образовательного процесса для учащихся 10-11 классов. Министерством образования обозначен перечень экскурсий на 2021-2022 годы, в том числе промышленных.

В первом квартале 2022-го Витебщина была лучшей в республике по реализации этого проекта.

«Азбука путешествий»

Большой опыт в промышленном туризме накоплен ОДО «Турфирма «Илва». Создание одноименного туристско-информационного центра позволило вести плановую и целенаправленную работу по развитию этого направления, разнообразно представленного в авторском инновационном проекте «Азбука путешествий». Он был разработан в «Илве» для детей в 2016 году и согласован с главным управлением по образованию облисполкома.

– Когда мы включаем в программу путешествия посещение какого-либо примечательного предприятия, это очень обогащает само путешествие, делает его более запоминающимся, – рассказывает директор ОДО «Турфирма «Илва» Лариса Петровская. – Самое активное время для таких экскурсий апрель-май, а потом октябрь-ноябрь. В месяц у нас бывает по 30-40 детских групп, из них 30 процентов заказывают экскурсии с посещением предприятий.

Мы знаем эту статистику, потому что каждому учебному заведению, от которого были экскурсанты, выдаем сертификат с записью о том, где побывала группа. На сайте «Илвы» есть рекомендации, что можно посетить, в том числе, какие объекты промышленного туризма. При этом педагог, просматривающий программу поездки для учеников, может сам моделировать экскурсию для своей группы.

Лариса Михайловна и менеджер отдела внутреннего туризма ТИЦ «Илва» Инна Мернова поделились своими наблюдениями.

На пике популярности у экскурсантов белорусские кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Спартак», Оршанский льнокомбинат, могилевское ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай», в лидерах, безусловно, БЕЛАЗ, производящий технику, подобной которой нет в других странах. Известный в мире автомобильный завод первым в машиностроительной отрасли страны встал на стезю промышленного туризма и очень успешно развивает это направление деятельности.

Называя целый ряд предприятий, открытых для посещений, специалисты «Илвы» считают, что среди них могло бы быть больше селькохозяйственных. Например, таких, как ОАО «Александрийское» в Шкловском районе Могилевской области, где туристов знакомят со специальными технологиями выращивания яблок, грибов-вешенок.

– Думаю, что в целом предложений для туризма со стороны предприятий не хватает, – говорит Лариса Петровская. – Еще один проблемный момент – прием экскурсантов в основном в будние дни, что затрудняет проведение экскурсий во время туров выходного дня.

Рассуждая о важности развития в стране внутреннего туризма, в частности, промышленного как составляющей, она заметила, что есть в нем элемент патриотического воспитания. Это дает возможность людям ощутить мощь современной Беларуси, почувствовать пульс жизни суверенной республики, где строят грандиозные автомобили, пекут вкуснейший хлеб, управляются с гигантом нефтепереработки, делают уникальные изделия изо льна… Это вызывает гордость за свою страну. Трудно не согласиться.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото предоставлено ОДО «Турфирма «Илва».