Очарование белорусской Венеции. Путешествие в маленький городок Глубокое обещает массу интересных приключений и открытий

logo
Понедельник, 18.04.2022 09:00 | Рубрика: Культура
03091

Здесь можно спуститься в тайные подземелья под действующим храмом, детально рассмотреть старинные клады, сфотографироваться на фоне самой высокой в стране клумбы, выполненной в виде колеса обозрения.

Сколько здесь открытий чудных!

В Глубоком органично сочетаются дух старины, достижения современнос­ти и удивительный природный ландшафт.

В черте города протекает река и находится пять озер, из-за этого населенный пункт часто называют белорусской Венецией. Одно из озер — Кагальное — ранее именовалось Глубоким, есть версия, что именно оно дало название городу.

Недалеко от набережной Кагального в центре Глубокого обустроен уютный парк, в разных концах которого «прописались» малые архитектурные формы: взмывающая ввысь Жар-птица, самая высокая в стране клумба, выполненная в форме колеса обозрения, памятник семье, Аллея молодоженов с ее подковой счастья, скамейкой примирения, кошельком благополучия, деревом желаний… Вот задумчивый «Дед-глубочанин» пишет свою историю населенного пункта, его былой и нынешней славы. Он имеет реального прототипа: Александр Соболевский был педагогом, историком, краеведом, работал над созданием краеведческого музея. Книгу о своей малой родине, которую можно найти в каждой библиотеке района, он начал писать в 87 лет и закончил спустя четыре года.

Глубочане способны любить и ценить не только реально существовавших людей, но и всех, кто помогает обратить внимание на их славный город. Так, здесь есть памятник барону Мюнхгаузену — да-да, тому самому барону, имя которого уже стало нарицательным. На старинном кладбище Коптевка в центре Глубокого краеведы нашли необычную могилу. На кресте — надпись, что здесь похоронены Фердинанд и Вильгельмина фон Мюнхгаузен и год (1878). И хотя герой книги, как пишут литературоведы и историки, почил в 1797 году, в Глубоком решили установить памятник «тому самому Мюнхгаузену». Так на улице Горького появился бронзовый Мюнхгаузен верхом на ядре, на шляпе барона — веточка вишни.

Вишенка «на торте»

Эта ягода в последнее время стала настоящим брендом Глубокого. Гуляя по городу даже не во время Вишневого фестиваля, который проходит ежегодно в июле, можно увидеть и памятник, посвященный этой ягоде, и еще много вишневого декора на жилых домах и зданиях.

Есть в Глубоком и улица Вишневая, расположенная рядом с вишневым садом. Он был заложен в 2013 году. Местные жители высадили в нем 1414 деревьев вишни. Это количество соответствует году основания города.

Впрочем, вишневые деревья на Глуботчине растут практически в каждом дворе. Кстати, именно здесь почти две сотни лет назад селекционер Болеслав Лапырь вывел зимостойкий сорт вишни, скрещенной с черешней — сладкой, ароматной и способной обильно плодоносить в наших широтах. Неудивительно, что эта ягода стала народно любимым символом города.

Вкусные бренды

Но до того, как Глубокое стало городом вишни, у этого населенного пункта был и еще один вкусный бренд — сгущенка. Этот продукт известен и любим с 1970-х годов, когда Глубокский молочноконсервный комбинат был укомп­лектован новейшим по тем временам американским, немецким и чехословацким оборудованием. Сегодня предприятие продолжает увеличение производственных мощностей, расширяет ассортимент выпускаемой продукции. Помимо традиционной, известной всем сгущенки с долей жира 8,5 процента, здесь выпускают лакомство с различными добавками: какао, цикорием, натуральным кофе, стевией и другими. Кстати, предприятию удалось «объ­единить бренды» и получить интересный и популярный как минимум в качестве сувенира продукт — вишневую сгущенку с ароматом черри-бренди.

Тайна подземных ходов

Для любителей колоритной старины Глубокое просто находка. Начать познавательную прогулку лучше всего с площади 17 сентября, где друг напротив друга стоят два храма.

Один из них Костел Святой Троицы — памятник архитектуры позднего барокко, возведенный в 1764–1782 годах на месте старого деревянного храма. Существенной перестройке он подвергся в 1902–1908 годах по проекту виленского архитектора Адама Дубовика. В главном алтаре храма находится глубоко почитаемая верующими икона Божией Матери с Младенцем, созданная в середине XVII века.

Напротив костела находится один из самых крупных и красивых белорусских храмов — православный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Его вместительность превышает три тысячи прихожан. Но этот памятник способен удивить не только эффектным экс­терьером и редкими иконами, но и своими подземельями.

Два столетия эти холодные подвалы были последней усыпальницей для монахов ордена кармелитов. Здесь же были погребены остатки Иосифа Корсака, знаменитого воеводы и мецената.

В 1831 году, когда кармелиты поддержали восстание против царя, подземные ходы стали местом для лечения раненых и укрытия повстанцев. Ну а в период СССР здесь располагались склады консервного завода.

Сегодня любой желающий может своими глазами увидеть эту подземную часть храма. Правда, большинство ходов и туннелей уже засыпаны. Но вот центральная часть доступна к просмотру.

Редкие светильники дают очень слабый свет: в подземелье темно и загадочно. Узнав все тайны этих ходов, можно подняться и к колоколам собора, на высоту 24 метра, откуда откроется отличная панорама города.

Испытание золотом

Жители Глубокого не раз становились невольными кладоискателями. В начале 80-х годов XX столетия в центре города началась реконструкция. Когда подводили подземные коммуникации к зданию нового универмага, рабочие нашли клад. Говорят, некоторые незаконно присвоили себе часть золотых монет, за что впоследствии были наказаны по всей строгости закона.

Через пять лет сенсационная новость снова облетела Глубокое: в населенном пункте в очередной раз найдено сокровище. Счастливчик сдал его государству и на полученное вознаграждение купил автомобиль.

Но самый нашумевший случай произошел 5 октября 2017 года. Бригада рабочих жилищно-коммунального хозяйства проводила в Глубоком по соседству с управлением сельского хозяйства земляные работы. С очередным ковшом грунта экскаваторщик поднял на поверхность котелок с 299 серебряными и никелевыми монетами разного номинала. Самая старая датировалась 1817 годом. Это была серебряная монета в 5 злотых Царства Польского, находящегося в этот период в составе Российской империи.

Узнав о кладе, в Глубокое съехались телевизионщики. Попросили рабочего «ради кадра» копнуть раз-другой лопатой. Тот копнул — и нашел трехсотую монету. Еще одна «подушка безопасности», возможно, спрятанная хозяином в 1939 году, когда в городе поменялась власть, выставлена сейчас для обозрения в местном историко-этнографическом музее.

Хранители истории

Здание, в котором располагается музей, является памятником архитектуры первой половины ХХ века. Возведен он в 1931–1932 годах местным жителем в «национальным стиле» — синтез барокко, классицизма и модерна.

Из экспозиции можно много узнать об истории Глубокского края, увидеть предметы старины, среди которых есть настоящие диковинки, к примеру, спиртовой утюг начала ХХ века, который подарил музею житель Санкт-Петербурга Павел Блышко.

В музее с удовольствием расскажут, какое отношение к этим местам имеют первый премьер-министр Белорусской Народной Республики, историк и политик Вацлав Ластовский, создатель белорусского театра Игнат Буйницкий, художник и археолог Язеп Дроздович, авиаконструктор Павел Сухой...

Вахта памяти

Часть экспозиции посвящена трагическим страницам истории Глуботчины, которая во время Великой Отечественной войны была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками и преобразована в центр округа рейхс-­комиссариата «Остланд». Здесь размещались управа округи, немецкий гарнизон, армейские склады. На Глубокской земле было разграблено и сожжено около 50 населенных пунктов, оккупанты и их пособники уничтожили на территории района свыше 10 тысяч мирных жителей.

Фашисты создали в Глубоком еврейское гетто, где немцы беспрерывно издевались над евреями, например, загоняли под водокачку и в холодную погоду обливали ледяной водой, изможденных людей после работы часто заставляли одетыми «купаться» в озере. Почти каждое утро жители Глубокого видели, как евреев выводили из тюрьмы и гнали на расстрел в урочище Борок.

В этом месте расстреливали также военнопленных лагеря смерти (шталаг № 351), который размещался в районе Березвечья. На площади в три гектара, огороженной проволокой, под открытым небом находились около 27 тысяч человек. Многие умирали от голода, болезней и побоев, но большинство советских и итальянских военнопленных были расстреляны оккупантами.

Сейчас на месте фашистских зверств находится крупнейший в Глубокском районе мемориал. Он представляет собой два памятника: постамент с каменной глыбой и телом замученного пленника под колючей проволокой и распятие на кресте. На территории комплекса расположено 27 валунов с цифрой 1000, символизирующих каждую убитую тысячу солдат.

При входе в мемориальный комплекс на гранитной плите написано: «Здесь раньше вставала земля на дыбы, а ныне гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Мария БУДКЕВИЧ. Фото автора и из открытых источников.