Николай Родионов: достояние, которое я подарил своему ребенку по имени «Альтанка», — репертуар

logo
Понедельник, 24.05.2021 14:19 | Рубрика: Культура
02840

Из его фамилии и имени дивным образом получается сложносокращенное слово РОДНИК. И как будто это неслучайно, ведь судьба действительно предначертала Николаю Родионову стать «источником» доброго дела — воспитывать и развивать таланты детей.

Педагог, композитор, аранжировщик Николай Родионов руководит известным в городе, республике и за рубежом образцовым любительским коллективом «Музыкальная студия «Альтанка» Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи. За четверть века воспитанники «Альтанки» побеждали и становились призерами многих десятков республиканских и международных конкурсов, проводимых в разных странах, их выступления украшали городские праздники. А Николай Николаевич за большой вклад в культуру в свое время был отмечен благодарностью Министерства культуры Беларуси, несколько лет назад удостоен почетного звания «Витебчанин года» в номинации «Общественное признание».

Николай Родионов 22 мая отметил 60-летие. «Улетает не спеша, незаметно молодость, но пусть цветет черемуха, и пусть идут года…». В этой майской песне бесконечного оптимиста, весельчака, доброго человека, которого не одно поколение «Альтанки» называет «мапа» (от слов «мама» и «папа»), откровенное признание: все было и все еще будет.

Страсть к музыке, как рассказывает Николай Николаевич, у него с детства.

— Я родился в поселке Усть-Комчуг Магаданской области, где на расстоянии десятков километров не было музыкальной школы. Когда с родителями вернулись в Витебск, мне было семь лет. Здесь моя попытка поступить в музшколу не увенчалась успехом, но я по самоучителю освоил игру на баяне, который родители взяли на прокат.

Постоянно что-то напевал, чем старше становился, тем чаще звучали мелодии в голове, как будто кто-то мне диктовал, — делится Николай Николаевич. — Чем бы ни занимался, а увлекался и фотографией, и радиотехникой, и спортом – дзюдо, рукопашным боем, обожал астрономию, тяга к музыке была непреодолимой. Так я пришел в оркестр народных инструментов к Александру Ивановичу Смирнову, в Первомайский дворец пионеров. Для многих музыкантов-подростков он был настоящим гуру, к нему толпами приходили ребята. Это было удивительное время, 1970-е годы. Мы все играли на гитарах, в каждом дворе был свой «Битлз». И я, когда учился в ПТУ № 96, играл в вокально-инструментальном ансамбле... Без музыки жизни себе не представлял.

Но судьба уготовила юному Николаю такое испытание, когда бороться нужно было не за жизнь в музыке, а просто — за жизнь. Он был призван в армию, служил в штурмовой бригаде быстрого реагирования на советско-китайской границе. Во время службы получил тяжелую травму, чудом выжил. Почти год его «штопали» военврачи. Из-за увечья грозила ампутация руки. Парень категорически возражал: «Нет, мне еще музыкантом быть!» (теперь он говорит так: даром что ли, родился в день святого Николая Чудотворца). Все обошлось.

— Когда в 20 лет попадаешь в тяжелую ситуацию, главное — не сломаться, главное — быть живым. А парень я был боевой, энергичный, всегда хотел достичь чего-то в жизни, вот и сказал себе: ты справишься. Первым делом я взял в руки баян и стал разрабатывать негнущиеся пальцы, начал сочинять песни, стихи и музыку, — вспоминает Николай Николаевич.

Удивительно, но именно дети вернули ему веру в себя.

Когда в 1980-е Николай учился в технологическом институте, знакомая попросила его выручить — заменить музыкального работника в пионерском лагере «Лесная поляна». Он был отличной кандидатурой, играл на баяне, гитаре, пел песни. Николай согласился и неожиданно для себя стал своим среди детей, они не обращали внимания на его необычную внешность, ни о чем не расспрашивали, видели в нем веселого друга, и ему было с ними интересно.

После института Николай Родионов стал слушателем в культпросветучилище, выезжал с концертами и развлекательными программами в лагеря, устраивал дискотеки, пел для ребят.

— Однажды мою песню «Часики» исполнила юная солистки Вика Давыдок. И она так классно ее спела, что я понял, не мне исполнять мои же песни. Есть кому петь! И вот тогда возникла идея создания музыкальной студии для талантливых ребят, для обучения их вокалу, и она оказалась востребована, — рассказывает Николай Николаевич.

Когда в 1995 году был объявлен первый набор в «Альтанку», на прослушивание пришли 200 человек, из которых учениками стали 15. И все пели «Прекрасное далеко» или «Ксюшу». Репертуара детского не хватало явно. И это подстегивало к написанию новых песен.

— Ставку была сделана на радость творчества, хотелось подарить детям много песен, открыть им прекрасный мир музыки, вывести их на сцену. Работу начинали на энтузиазме, — говорит Николай Николаевич.

Сейчас в «Альтанке» занимаются 38 человек. Здесь продолжают обучать вокалу и хореографии педагоги Елена Синякова, Любовь Расич. Студия работает по принципу школы, в которой на подготовительном отделении, в младшей и старшей группах за 25 лет прошли обучение сотни детей.

— Достояние, которое я подарил своему ребенку по имени «Альтанка», — репертуар, — не без гордости говорит Николай Родионов. И он имеет на это право. Студия «Альтанка» — дело его жизни.

«Часики», «Пингвин», «Зоопарк», «Песенка вожатого»… Николай Николаевич — автор 120 песен, написанных на свои тексты и стихи других поэтов. И даже детей. Однажды услышав, как шестиклассница Лена Крикливец на конкурсе (Николай Родионов был членом жюри) читала свои стихи, восхищенный композитор предложил девочке вместе написать песню. Так появилась «Радуга». Теперь, когда Елена известный поэт, это сотворчество продолжается. Партнеры создали белорусский песенный цикл «Святочны карагод».

Композиции для детей, написанные Николаем Родионовым, слышали в Германии, Польше, России, Украине, Молдове, Литве, Латвии. Это приятно композитору, но как педагог он более всего рад тому, что услышаны замечательные голоса его детей, которым он обещал через песню и творчество открыть мир. А ведь так и случилось: солисты и вокальные группы витебской «Альтанки» стали постоянными участниками фестивалей и конкурсов эстрадной песни в разных странах.

— Многие из наших ребят стали обладателями стипендий и премий Специального фонда Президента по поддержке талантливых детей и молодежи, завоевывали гран-при и лауреатские звания на конкурсах. Но мы всегда объясняем ребятам, что не награды главное, а то, что благодаря своему таланту они могут увидеть мир, многое узнать и почувствовать, что только огромный труд, помноженный на талант, сделает каждого из них личностью и прекрасным человеком. Думаю, это самое главное в работе с детьми, которые должны научиться доставлять своим творчеством радость себе и людям,— делится Николай Николаевич. Жизнь подтвердила эту истину, и он вправе гордиться многими своими «звездочками», которые «Альтанка» зажгла в разные годы. Николай Николаевич часами может рассказывать о прославившей студию вокалистке Анастасии Володкевич и Алине Торгунаковой, об успехах маленьких и взрослых солисток Анны Стоян и Ирины Стоян, Анны Рогожинской, Полины Романовой и многих других. Горд и тем, что в свое время «Альтанка» выступала на одной сцене с «Песнярами», и солистки получили похвалу от самого Владимира Мулявина.

Считается, что с возрастом человек все меньше испытывает восторг. Но нет, как говорит Николай Николаевич, у него по-прежнему вызывают восхищение красивые, самобытные голоса. Открытие их — это то, к чему невозможно привыкнуть. И он готов делать все возможное, чтобы юных обладателей таких голосов слышал город, страна, мир. Для радости. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.