XXX Международный фестиваль современной хореографии завершился. Первый приз остается в Витебске!

logo
Понедельник, 20.11.2017 09:40 | Рубрика: Культура
03617

В прошедшее воскресенье XXX Международный фестиваль современной хореографии в Витебске завершился победой… Витебска!

Раду Поклитару и министр культуры Беларуси Юрий Бондарь.

Легендарная сцена IFMC стала и лабораторией, где в кипении творческой энергии молодых рождаются новые идеи, и площадкой, с которой в гранд жете улетали «пташки» к звездным высотам, и домом родным, в который возвращаются, потому что он остается хореографической Меккой. Это не заученная мантра для приумножения значимости домашнего фестиваля, он уже сам все доказал за 30 лет своей истории. Как это происходит, вполне проиллюстрировал и юбилейный IFMC, основным событием которого был национальный конкурс с участием хореографов из Витебска, Гродно, Гомеля, Минска и Могилева.

Из 20 танцевальных коллективов в финал вышли девять лучших.

В воскресном заключительном концерте зрители увидели только несколько произведений конкурсантов-победителей.

Диана Юрченко. Фрагмент миниатюры «Смотри, а то услышишь...».

Среди них хореографическая миниатюра «Танцы с другом» в исполнении артистов столичного театра современной хореографии D.O.Z.SK.I Дмитрия Залесского (однако, он — человек Витебска и по рождению, и по своим первым танцевальным шагам). В конкурсе D.O.Z.SK.I побеждали не однажды и давно уже не участвовали. Дмитрий рассказал, что в этот раз они решили показать работу «Танцы с другом», с которой выступали летом на XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Государственном академическом Большом театре России. Это знаменитый московский конкурс, у его истоков стояли легенды русского балетного искусства Галина Уланова, Игорь Моисеев, Ольга Лепешинская. Ныне же бессменным председателем жюри является великий хореограф Юрий Григорович.



Дмитрий не впервые участвовал в этом конкурсе. Четыре года назад хореограф занял третье место, но и сейчас его штучная, ярко индивидуальная и красивая миниатюра «Танцы с другом» привлекла внимание. Белорусский хореограф получил грант для обучения в Институте современного искусства в Москве, а также предложение поставить миниатюру в Большом театре. Спектакли театра D.O.Z.SK.I. участвовали во внеконкурсной программе «Золотой маски», получали награды международных конкурсов и фестивалей в Польше, Германии, России, Украине. Залесский создавал постановки для белорусских участников «Евровидения», сотрудничал с театром балета Бориса Эйфмана.

Диана Юрченко. Лауреат первой премии.

«Танцы с другом» на IFMC-2017 удостоены награды, которая в белорусском конкурсе негласно считается Гран-при, — специальной премии имени Евгения Панфилова. «С именем Евгения Панфилова связана практически вся история фестиваля. Это имя — его герб и знамя», — отмечал хореограф, заслуженный деятель искусств Украины, народный артист Молдовы председатель международного жюри белорусского конкурса Раду Поклитару, вручая награду лучшему хореографу юбилейного фестиваля Дмитрию Залесскому. Кстати, впервые с момента учреждения памятной премии один хореограф получает ее дважды. Руководитель театра современной хореографии D.O.Z.SK.I. Дмитрий Залесский стал обладателем премии имени Евгения Панфилова и на IFMC -2010.

Первой премии удостоена конкурсная работа «Смотри, а то услышишь…» в постановке хореографа Дианы Юрченко и исполнении театра-студии современной хореографии под ее руководством (Центр культуры «Витебск»). Улыбка — большая редкость в хореографии, но Диана не только философствует на сцене, у нее хорошо получается поставить там жизнь, в которой присутствует доза иронии и юмора. Помимо танцевальной лексики, номер «Смотри…» и этим отличался в конкурсной программе.

Дмитрий Залесский принимает награду.

А вообще, витебский хореограф относится именно к тому поколению, которое принято называть «дети фестиваля». Она выросла на сцене IFMC, предана все 30 лет форуму танца. В белорусской хореографии Диана Юрченко заняла свою нишу. Ее коллектив не однажды завоевывал лауреатские звания в международном и в белорусском конкурсах IFMC, успешно выступал на фестивалях в Польше, России, Латвии.

Вторую премию разделили минчане. Она присуждена за постановку «Сны Офелии» Евгении Николайчук и произведение «Игры разума».

Елены Лисной (мастерская современного танца под руководством Михаила Каминского Белорусского государственного университета культуры и искусств). Третьей премии удостоены конкурсные работы «Человеки» в постановке Сергея Толкача (совместный проект театра-студии современной хореографии Дианы Юрченко и проекта Марины Кушнеровой «Свой почерк», Витебск) и «Ловцы. Футуристическая фантазия о времени» хореографа Сергея Пояркова («Structurers», Минск).

Дмитрий Залесский. Фрагмент миниатюры «Танцы с другом».

По традиции витебского конкурса, кроме жюри, в котором ныне работали хореографы, педагоги, историки балета из Беларуси, Украины, Австрии, Румынии, Польши, Германии, свои специальные награды присудил экспертный совет — проекту Валентина Исакова «Х-перИменты» Гомельского государственного колледжа искусств имени Н. Соколовского (премия «Постскриптум») и проекту Дмитрия Беззубенко Белорусского государственного университета культуры и искусств («За смысловое наполнение танца»).

Специальными дипломами «Дебют» и «За профессионализм», а также памятными подарками генерального партнера фестиваля СООО «Белвест» награждены, соответственно, хореограф Виктория Разуванова и RED dance company (Гомель) и театр современной хореографии D.O.Z.SK.I.

Таковы победы в пятидневном танцевальном марафоне. А вот самый главный результат, по мнению народного артиста Беларуси, художественного руководителя балета Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Юрия Трояна, — высокий уровень этого конкурса и фестиваля. «Тот случай, когда было что посмотреть и что подсмотреть у молодых хореографов — как работают со светом, создают интересные костюмы, связывают воедино всего два-три движения, чтобы лаконично выразить серьезную мысль в танце. А это не просто», — сказал профессионал, который более всего ценит индивидуальность хореографа и мыслящего человека в танцовщике.

Раду Политкару. «Кармен.TV.». «Киев модерн-балет».

Особенность уровня конкурса- 2017 признал и Раду Поклитару, отметив, что если раньше исполнительское мастерство было выше художественного замысла хореографов, то нынешний финал показал, что хореографы подтянулись — исполнительство и сочинительство совпали по уровню. И он высок. Как и в целом планка, которую держит фестиваль. Свою оценку Раду Поклитару, руководитель театра «Киев модерн-балет», который много лет приезжает в Витебск и в этом году на расставание подарил витебскому зрителю свой балет «Кармен.TV», дополнил теплыми словами:

— Фестиваль для нас стал родным домом. Какие бы гастроли ни предстояли, знаем, что в ноябре мы должны быть в Витебске. Аплодисменты здесь — особенные, потому что это знак качества от мегаискушенного зрителя, который 30 лет воспитывался на фестивале и понимает эстетику современного танца. Артисты, которые приходят в наш театр, обязательно должны пройти испытание Витебском. Без этого нет движения вперед.

IFMC многим в мире танца дал импульс. Главное, фестиваль сыграл свою роль в развитии белорусской современной хореографии, оказал влияние и на образовательный процесс, что подчеркнул министр культуры Юрий Бондарь. На пресс-конференции в завершающий день он рассказал, что в бытность ректором БГУКИ открывал новую специализацию, а уже в этом учебном году состоится первый выпуск специалистов по современной хореографии.

На фестивале Юрий Павлович не новичок, но в качестве министра культуры Беларуси и председателя оргкомитета фестиваля IFMC-2017 он впервые прибыл на фестиваль, который считает визитной карточкой страны.

— За 30 лет он стал широко известен за пределами Беларуси, его признает мировое хореографическое сообщество — IFMC определяет тренды в современной хореографии, — сказал министр культуры и также сообщил, что оргкомитет принял решение 30-летний юбилей фестиваля праздновать и в 2018-м, когда придет очередь международного конкурса на IFMC.

2541

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.