Мирослав Култышев: «Лучший зритель тот, который тебя ждет»

logo
Четверг, 12.12.2024 10:03 | Рубрика: Культура
01469

12 декабря/ «Витьбичи» / Никита Яблоков /. Международный музыкальный фестиваль имени И. И. Соллертинского в этом году, как и в прошлом, открылся фортепианным концертом. Зрителей покорил Мирослав Култышев —талантливый пианист из Санкт-Петербурга, победитель Международного конкурса имени П. И. Чайковского, человек, для которого фортепиано нечто большее, чем музыкальный инструмент. 

«Работа — мое первое наслаждение» — слова Вольфганга Амадея Моцарта очень близки герою интервью.

И неудивительно: дебют Мирослава состоялся уже в 10 лет на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, и спустя почти тридцать лет его любовь к фортепиано имеет все такой же чистый звук. Пианист рассказал о вехах музыкальной карьеры, любимых композиторах и увлечениях.

— Какой человек или событие повлияли на ваше решение стать музыкантом?

— Все начинается с мамы. Она, не будучи музыкантом, очень любит и понимает музыку. Факт моего поступления в музыкальную школу — целиком и полностью ее заслуга. Повезло и с учителями: большую роль в моем становлении как музыканта сыграла педагог по фортепиано Зора Менделеевна Цукер, у которой я учился 13 лет. Под ее руководством я окончил среднюю специальную музыкальную школу-лицей при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Можно сказать, что эти два человека определили с детства мой жизненный путь.


— Мирослав, вы дебютировали в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Это и стало отправной точкой в вашей концертной деятельности?

— И да, и нет. Бесспорно, концерт в зале филармонии под управлением народного артиста СССР, педагога и дирижера Юрия Темирканова украшает мою биографию. Это был мой первый выход с оркестром на большую сцену. Но назвать это дебютом в привычном понимании нельзя. Самое первое выступление состоялось в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, тогда мне было 6 лет. Я сыграл две пьесы из «Детского альбома» Пет­ра Чайковского. Скажу, что благодаря педагогу с самого начала обучения концертные залы российской культурной столицы были в центре моего внимания. Сцена мне нравилась и нравится до сих пор. Я люблю играть для публики.

— Сразу хочется спросить: где самый лучший зритель и какая сцена для вас особенно близка? Ведь география ваших выступлений велика: от Германии до Японии.

— Лучший зритель тот, который тебя ждет. Публика везде ведет себя по-разному, ведь у каждой страны своя культура восприятия классической музыки. Например, в Токио во время концерта у меня возникло ощущение, будто люди переставали дышать. Такая благоговейная тишина. Казалось, что зрителей просто нет. Это приятно, не скрою. Но и на просторах постсоветских стран публика любит классическую музыку не меньше. Поразило, как меня приняли витебские зрители, в город я приехал впервые. Сосредоточенность и тишина в зале, а затем шквал долгих аплодисментов. Я был потрясен!


Сцены Санкт-Петербурга, на которых я «родился» как музыкант, всегда будут на первом месте. Они невероятно уютные и близкие для меня, ведь там я впервые получил опыт выступлений. Не могу не упомянуть Музикферайн — зал Венской филармонии, который считается одним из лучших в мире. Но хочу сказать, что каждое место для меня по-своему прекрасно. 

— Есть ли у вас увлечения помимо музыки?

— Сложно ответить. Музыка поглощает всего тебя, и пребывание в профессии не заканчивается вместе с часами работы. Отдыхаю от трудовых будней с книгой в руках. Читаю много, и не только профессиональную литературу. С большим удовольствием перечитал 30-томное собрание сочинений Фёдора Достоевского.

Смена места тоже благотворно влияет на состояние. И интернет, конечно, помогает отвлечься.


— Музыкой каких композиторов вы наслаждаетесь?

— Романтиков, потому что в их произведениях я нахожу некий душевный покой. Это в первую очередь Фредерик Шопен, посвятивший практически все свое творчество фортепиано. Конечно, Пётр Чайковский — известный композитор, его слушают и исполняют многие музыканты. Но насколько этот автор услышан? Что-то из его фортепианной музыки не так часто звучит со сцены. Исключение — самые популярные композиции: «Времена года», «Детский альбом», «Концерт № 1». К слову, у Петра Чайковского четыре концерта, и все они прекрасны. Рекомендую к прослушиванию.


© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Никита ЯБЛОКОВ. Фото Анны ЛЕОНЬКИНОЙ.