Предоставьте малышу больше самостоятельности! Психолог рассказала, как вести себя с ребёнком во время кризиса 3 лет

logo
Воскресенье, 04.06.2023 12:52 | Рубрика: Калейдоскоп
03141
Еще недавно ваш малыш был ласковым и послушным, с удовольствием сам одевался и обувался, уверенно орудовал ложкой, но тут его словно подменили? Поздравляем и сочувствуем — у него начался кризис трех лет.

В это время трудно обычно не только взрослым, которые с ужасом обнаруживают, что их любимый кроха вдруг стал Великим Нехочухой. Малышу тоже тяжело, но нужно успокоиться и набраться терпения.

Как правильно преодолеть возрастной кризис рассказала детский педагог-психолог Марина Бабицкая.

— Кризис трехлетнего возраста часто называют «возрастом строптивости». И не зря! Ребенок в это время чрезвычайно упрям. Как ослик Иа, он готов спорить со всем, что его не устраивает. Хотя, может быть, даже и устраивает, но ему важно показать родителям, что его решение отличается от их, и он готов расшибиться в лепешку, лишь бы его мнение считали важным. А если этого не происходит, то бросается на пол, стучит ногами, кричит. Так выражается его бессильная злоба. Стремление к самостоятельности выходит на первый план: он все хочет делать сам, — обозначила главные симптомы кризиса трех лет Марина Бабицкая.

— Как вести себя родителям?
— Взрослым нужно понимать, что кризис — необходимый этап в развитии ребенка. Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех по-разному. То, как минует ребенок этот важный момент своего становления, во многом зависит от реакции окружающих, в первую очередь, родителей. Грубое вмешательство ничего кроме вреда не принесет. Да, кризисное поведение можно подавить насильственным путем. Но тогда следующий кризис будет еще более бурным. Если же родители готовы спокойно принять новый период развития своего ребенка, то все быстро образуется. Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад успокоиться, да не может. Например, стоит поставить его любимую музыку, включить мультфильм. Попробуйте изменить свой стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности.

— Когда нужна консультация специалиста?
— Вовсе избежать конфликтов с ребенком еще ни одному родителю не удавалось. Но ведь любой конфликт при верном его разрешении приносит обоюдную пользу: ребенок учится выходить из положения приемлемым способом, а родители получают возможность узнать о нем что-то новое.
Но бывает и так, что возрастной кризис перетекает в более серьезную форму и заканчивается неврозом. Он сопровождается беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием.

Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы — нужно немедленно показать малыша специалисту.

— Кризис трех лет часто совпадает с началом посещения детского сада. Какие приемы используют педагоги в дошкольных учреждениях, чтобы преодолеть возрастной кризис?
— Я работаю педагогом-психологом в детском саду № 16. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, в комплексе использую различные адаптационные методы и приемы. Прежде всего, необходимо создание среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

Хорошо зарекомендовала себя песочная терапия. Она позволяет осуществлять мягкую адаптацию ребенка к детскому саду, рождению брата или сестры, корректировать эмоциональную сферу. На этапе адаптации использую также обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Педагогический состав нашего учреждения образования строит образовательный процесс с детьми третьего года жизни по принципу трех начал: физического, эмоционально-личностного и интеллектуального развития. Воспитатели используют дыхательную, звуковую, образно-игровую оздоровительную гимнастику для глаз, пальчиков рук, стопы, шеи; имитационную — для формирования правильной осанки. Любимый момент на занятиях для малышей — игровой самомассаж и массаж рук. На играх-занятиях педагоги используют игровые пособия «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», которые помогают развивать у детей все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

Взрослые должны помнить, в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребенка на данном возрастном этапе.

«7 нельзя»: памятка для родителей
  • Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении своих требований и просьб. Лучше дать ребенку остыть и спустя какое-то время повторить попытку;нельзя поддаваться на детские манипуляции. Не удовлетворять любую прихоть ребенка только потому, что он закатывает истерики;
  • нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина;
  • нельзя физически наказывать;
  • нельзя кричать;
  • нельзя навязывать свою помощь;
  • нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовала Мария БУДКЕВИЧ. Фото centerdetskiy.ru