Более 50 уникальных керосиновых ламп в коллекции капитана Витебского участка Белорусской инспекции речного судоходства Андрея Кокошко

logo
Четверг, 16.04.2020 11:24 | Рубрика: Калейдоскоп
02058

Более 50 уникальных керосиновых ламп входит в частную коллекцию старшего инспектора — капитана Витебского участка Белорусской инспекции речного судоходства Андрея Кокошко.

Необычное увлечение у Андрея Кокошко — с детства. Тогда же появилась любовь ко всему, что связано с водной стихией.

Родился наш собеседник в агрогородке Островно Бешенковичского района в семье педагогов. Лето три брата (Андрей — старший) часто проводили в деревне Орехово на берегу Западной Двины. Видели, как строится речной порт. Это произвело неизгладимое впечатление на двух братьев. Младший Николай сейчас работает капитаном-механиком, помощником мастера пути филиала Витебскводтранс РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».

Андрей Кокошко окончил среднее мореходное училище в Ленинграде по специальности «моторист». По комсомольской путевке попросился в родные с детства места, устроился в филиал «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепробугводпуть». На флоте в то время не было вакансий, поэтому стал слесарем по ремонту судов. Два года отслужил в армии и вновь вернулся в речной порт. Затем был переведен на должность моториста.

Андрей Кокошко теплыми словами вспоминает своего наставника Виктора Хвастовского, нынешнего капитана пассажирского теплохода «Витебск»:

— Этот человек доверил мне штурвал, рассказал о реке все, что сам постигал долгие годы. А еще мотивировал на дальнейшую учебу.

Так, в 1998 году Андрей Николаевич был зачислен в Светлогорский индустриальный техникум по специальности «судовождение», который окончил с отличием. Вернулся в порт и стал капитаном на теплоходе БТ-0145, занимался перевозкой грузов. А затем поступило предложение перейти в инспекцию речного судоходства. И вот уже 5 лет Андрей Кокошко работает старшим инспектором Витебского участка.

Кабинет у нашего собеседника необычный. Именно здесь хранится весомая часть удивительной коллекции, которая насчитывает более 50 самых оригинальных керосиновых ламп.

-- В Островенской школе во время моей учебы там создавался этнографический музей, — рассказала Андрей Николаевич. — В поисках раритетных экспонатов мы с учителем на лошади ездили по деревням, собирали у местных жителей старинные вещи. Среди них было много керосиновых ламп. И так они мне приглянулись, что решил собрать коллекцию.

За своими лампами Андрей Николаевич старательно ухаживает, при необходимости реставрирует, подкрашивает, протирает пыль. У каждой из них — своя история.

— Вот эту, например, мне привезли из Прибалтики, она использовалась в старинной машине или карете, — начал знакомство с коллекцией собеседник. — А вот настоящая шахтерская лампа, которая работает на масле. Есть раритет — судовой фонарь 1956 года: его мне подарили военные из Слуцка, с которыми довелось общаться, когда мы буксировали наплавной мост в Бешенковичах. На перекате Зеркинка в Витебском районе плавучим краном откопали небольшую лампадку, которая тоже пополнила коллекцию. Еще один старинный экспонат — железнодорожный фонарь 1947 года под свечу со светоотражателем.

Какие-то лампы Андрей Николаевич покупает. Так, на полке красуются египетские, с восточным колоритом. Некоторые приобретает на местных рынках. А одну из них выменял на две банки тушенки!

— Наше судно стало на ночлег на берегу в деревне Шаши Шумилинского района. Подошел дед, местный житель, рассказал о том, как был в партизанском отряде. Узнав о моем увлечении, за символическую «плату» преподнес лампу, которой пользовались партизаны. Ее основа сделана из немецкой консервной банки. Еще одну тоже выменял: она немецкая, карбидная, с гравировкой, текст которой переводится «Аленький цветочек».

Андрей Кокошко и сам конструирует лампы. Одна из них, самая оригинальная, сделана из лампочки. Основой послужила старая гильза, а ручка выполнена из немецкой вилки времен Великой Отечественной войны.

— Наверное, такая коллекция стоит приличную сумму? — интересуюсь у собеседника.

— Честно говоря, меня материальная сторона в этом вопросе не интересует, — признался Андрей Николаевич. — Иногда супруга говорит, мол, продали б — купили машину новую! А я не хочу. Есть в моих лампах то, что греет душу. Вот, например, если зажечь ее на рыбалке, на даче или дома, атмосфера вечера совершенно меняется! Появляется та удивительная романтика, которой порой так не хватает в жизни.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Алеся САМОТОЙ. Фото автора.