"Я сжег более 200 сел и деревень". Самое время говорить во весь голос о карательных отрядах коллаборационистов

logo
Четверг, 10.11.2022 08:29 | Рубрика: Год исторической памяти
0663

Зверства немецко-фашистских захватчиков и их пособников в годы Великой Отечественной войны не укладываются в сознании нормальных людей. Всему черному, мерзкому, что только может возникнуть в человеческом сообществе, нацистская идеология с ее теорией расового превосходства дала зеленую улицу. Об этом надо помнить всегда. И напоминать постоянно, особенно в наши дни, когда в ряде стран пытаются исказить историческую правду, сделать из военных преступников героев нации.

В былые времена патологическая жестокость захватчиков на временно оккупированных советских землях ассоциировалась главным образом с фашистской Германией. Однако документы свидетельствуют, что в чудовищных карательных экспедициях (которые смело можно назвать геноцидом) активное участие принимали не только немцы, но и представители других национальностей. Сегодня самое время говорить во весь голос о карательных отрядах коллаборационистов. Этих негерманских фашистов ныне выставляют в облике героев нации в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Украине. В действительности они в такой же степени виновны в преступлениях против человечности, как и их гитлеровские хозяева.

«Волшебство» двуногого зверья

Один из главных мотивов, в силу которых подавляющее большинство белорусов, если они не находились в рядах Красной армии, участвовали в партизанском движении и партийно-патриотическом подполье, — чувство личногооскорбления нашествием на нашу землю неких «сверхчеловеков», «белокурых бестий» и прочей нацистской нечисти. Всенародной и беспощадной борьбы с оккупантами не могло не быть. Никакими репрессиями не смогли бы захватчики подавить волю и мужество наших соотечественников. Это была схватка на
выживание людей с двуногим зверьем.

С какой-то уродливой издевкой германское командование давало эдакие оригинальные, подчас поэтические кодовые названия своим карательным экспедициям. С 11 апреля по 10 мая 1944 года немецко-фашистские войска осуществляли карательную операцию «Весенний праздник» против бойцов и мирного населения Полоцко-Лепельской партизанской зоны на территории Ушачского, Полоцкого, Глубокского, Докшицкого, Лепельского и Шумилинского районов Витебской области. Оккупанты не желали мириться с тем, что тыловое обеспечение 3-й танковой армии вермахта, противостоящей наступлению советских войск, уязвимо перед действиями народных мстителей. На «Весеннем празднике» подлежали полному уничтожению партизаны и частично — мирное население. Работоспособных мужчин и женщин, а также детей фашисты планировали отправить в германское рабство. В ходе «Весеннего праздника» и двух его вспомогательных операций «Моросящий дождь» и «Ливень» были задействованы полки СС и полиции, в том числе подразделения латышских и украинских полицейских батальонов, 15-й дивизии Латышского легиона «ваффен СС» (войска СС — нацистские военные формирования, признанные на Нюрнбергском процессе организацией, виновной в преступлениях против человечности).

В составе карательных отрядов, на совести которых массовые убийства мирного населения и уничтожение населенных пунктов, действовала прибалтийская «группа Еккельна»: 2-й Лиепайский, 3-й Цесисский полицейские полки, 5-й латышский пограничный полк СС, подразделения Латышского легиона СС.

Военный преступник Фридрих Еккельн, во времена фашистской Германии — обергруппенфюрер СС, генерал полиции, который руководил массовым уничтожением евреев в Прибалтике, Белоруссии и Украине, повешен публично в Риге в 1946 году по приговору суда.

В ходе карательной экспедиции фашисты уничтожили 7011 человек из числа гражданского населения, 11 тысяч вывезли в Германию на принудительные работы, сожгли ряд деревень.

Около 60 тысяч человек составляли вражескую группировку на «Весеннем празднике». Немецко-фашистским подразделениям противостояли 16 партизанских бригад общей численностью 17,5 тысячи человек. В ночь с 4 на 5 мая 1944 года партизаны пошли на прорыв и вывели из окружения 15 тысяч мирных жителей, в основном стариков, женщин детей.

В отличие от западных областей Украины в Прибалтике националистические элементы до гитлеровского нашествия не оказывали серьезного сопротивления советской власти. А вот каратели из них вышли отменные. Наиболее кровавый след они оставили в Витебской области. Так, подразделения латышских легионеров участвовали в карательной операции «Зимнее волшебство», которая известна как Освейская трагедия (в треугольнике Себеж — Освея — Полоцк). Операция проходила в феврале — марте 1943 года под личным руководством Фридриха Еккельна. Одних мирных жителей изверги расстреливали и сжигали заживо, других угоняли в Германию, а детей отправляли в Саласпилсcкий концлагерь. Целью операции было создание зоны
отчуждения без деревень и их жителей, с тем чтобы лишить партизан поддержки. Это предполагало массовое уничтожение населенных пунктов и значительной части населения. «Все русские деревни
на границе с Латвией, которые в первую очередь образуют опорные пункты для нападений со стороны бандитов, следует полностью сжечь», — предписывал карателям приказ командования.

В операции вместе с латышскими батальонами участвовали украинские и литовские подразделения. Входя в деревни, каратели расстреливали всех, на кого падало малейшее подозрение в помощи или сочувствии партизанам, а это главным образом мужское население. Убивали также стариков и больных, кто не мог выдержать долгие переходы. Всего было стерто с лица земли несколько сотен деревень. В одном только Освейском районе нелюди предали огню 183 деревни, расстреляли и сожгли свыше 11300 человек, в том числе 2118 детей в возрасте до 12 лет. Более 14000 мирных жителей было вывезено в германское рабство.

«Я сжигал детей и стариков»

Архивные материалы указывают на чудовищные преступления карателей. Один из офицеров штаба РОА (так называемая русская освободительная армия — вооруженное формирование, созданное нацистской Германий из числа предателей Родины) докладывал о зверствах латышских частей СС на территории Витебской области: «В середине декабря 1943 года по делам службы пришлось мне быть в деревнях Князево, Барсуки, Розалино и других. Эти деревни занимали немецкие части и вполне терпимо относились к населению, но когда им на смену пришли латышские части СС, сразу начался беспричинный террор. Жители разбегались по лесам. Вокруг этих деревень лежало много трупов женщин и стариков. От жителей я выяснил, что этими бесчинствами занимались латышские СС.

23 апреля 1944 года пришлось мне быть в деревне Морочково. Вся она была сожжена. В погребах хат жили эсэсовцы… Мне удалось поговорить с несколькими эсэсовцами на латышском языке. Я спросил, почему вокруг деревни лежат сотни непогребенных трупов женщин, стариков и детей. Сильный трупный запах носится в воздухе. Ответ был таким: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских». Меня повели к сгоревшей хате. Там лежало несколько обгорелых тел. Мне сказали: «А этих мы сожгли живьем».

Из протокола допроса бывшего офицера 19-го и 321-го латышских полицейских батальонов (декабрь 1945 года): «При встрече с капитаном Межгрависом мы разговорились. Я посетовал, что негде укрыться и переночевать: все сожжено. Капитан Межгравис ответил: «Эту работу проводил я. Я выполнял приказ генерала Еккельна, который велел уничтожать все русское на своем пути. Я сжег более 200 сел и деревень. Сжигали также детей и стариков, так как с ними некогда было возиться, полегло их тут тысяч десять, а может, и больше. Всего разве упомнишь? За это я получил «железный крест»… Русских не следует щадить. Уничтожать всех до единого. Приказы Еккельна есть приказы фюрера».

В этой беседе Межгравис также сообщил, что из районов Себежа и Дриссы более 20 тысяч человек, отнесенных захватчиками в категорию здоровой рабочей силы, были угнаны в Германию по приказу Еккельна. Кто сопротивлялся угону, был расстрелян на месте или брошен живым в огонь.

Документы Российского государственного военного архива указывают на факты военных преступлений роты жандармерии из состава 19-й латышской дивизии СС на территории Ленинградской и Новгородской областей. Так, 18 декабря 1943 года в деревне Заля-Гора было расстреляно около 250 мирных жителей. В начале января 1944 года латышские каратели участвовали в массовых расстрелах в городе Чудово Ленинградской области, а 21 января в деревне Глухая были заперты в сарае и расстреляны из пулеметов около 200 человек. С декабря 1943-го по апрель 1944 года личный состав 19-й латышской дивизии СС в ходе карательных экспедиций уничтожил 23 деревни, расстрелял 1300 человек.

Есть факты зверского обращения латышских легионеров СС с военнопленными. В частности, 6 августа 1943 года личным составом 43-го полка 19-й дивизии ваффен-СС были замучены 14 советских военнопленных из 65-го гвардейского стрелкового полка 22-й гвардейской стрелковой дивизии. В спецсообщении начальника управления контрразведки СМЕРШ 2-го Прибалтийского фронта от 18 августа 1944 года говорится: «Рядовому Караулову Н. К., младшему сержанту Корсакову Я. П., гвардии лейтенанту Богданову Е. Р. немцы и предатели из латышских частей СС выкололи глаза и нанесли во многих местах ножевые ранения. Гвардии лейтенантам Кагановичу и Космину вырезали на лбу звезды, выкрутили ноги и выбили сапогами зубы. Санинструктору Сухановой А. А. и другим трем санитаркам вырезали груди, выкрутили ноги, руки и нанесли множество ножевых ранений… Никто из раненых, захваченных немцами и фашистами из латышей, не избег пыток и мучительных издевательств».

Не герои нации, а нечисть из преисподней

Многочисленные факты опровергают теорию о фронтовом характере действий Латышского легиона СС. Нюрнбергским международным военным трибуналом СС признана организацией, совершившей преступления против человечности. Латышский легион был составной частью эсэсовцев.

В октябре 1998 года латвийский Сейм принял Декларацию «О латышских легионерах во Второй мировой войне» — с целью… «восстановления исторической справедливости и доброй памяти латышских воинов». Документ фактически реабилитирует военных преступников. И вот по улицам Риги маршируют… ветераны СС! Только не ветераны, ибо недопустимо поганить это прекрасное слово. Маршируют преступники и те, кто с ними заодно. Это и есть фальсификация истории Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, искажение исторической правды, попрание исторической справедливости. Игнорировать факты военного преступления — уже соучастие.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер