От шнурового коммутатора до IP-телефонии. Свой 100-летний юбиленй отмечает Витебская дистанция сигнализации и связи БЖД

logo
Суббота, 27.02.2021 09:05 | Рубрика: Экономика
02033

Завтра 100-летний юбилей отмечает одно из старейших структурных подразделений Витебского отделения Белорусской железной дороги — Витебская дистанция сигнализации и связи

Без связи нет жизни

История дистанции неразрывно связана с историей развития технических средств, обеспечивающих бесперебойное и безопасное движение поездов.

В 1929 году дистанция переехала в здание на улице Некрасова, 8, где и сегодня находятся все основные ее цеха и участки. На дистанции в настоящее время работает более 290 человек, они обслуживают пять направлений на участках Витебск — Орша, Витебск — Полоцк, Витебск — Езерище, Витебск — Заольша и до станции Придвинская.

Если век назад основным средством сообщения была телеграфная связь, когда на однопутных и двухпутных участках все станции были связаны аппаратами Морзе, то сегодня очередным этапом развития дистанции стало внедрение современной цифровой АТС на базе IP-технологии, пуск которой в 2018 году стал важным событием не только для Витебского отделения, но и для всей Белорусской железной дороги.

История продолжает жить в стенах самого здания, полностью разрушенного в годы Великой Отечественной войны и затем отстроенного вновь в 1948 году. Именно это предприятие является поставщиком уникальных экспонатов для музея истории Витебского отделения дороги. А некоторые старые образцы оборудования и по сей день еще работают на благое дело обес­печения безопасности движения. Как, например, ламповое оборудование высокочастотной связи в линейно-аппаратном зале дистанции, установленное еще в 1974 году.

Всегда были первыми

Самые большие изменения и непрерывное строительство происходят на дистанции с 2000-х годов, когда в жизнь буквально ворвались цифровые технологии. Их внедрение активно продолжается, и многие новшества появляются и апробируются именно в этом структурном подразделении Витебского отделения.

— В 2012 году на участке Витебск — Полоцк мы первыми на Белорусской железной дороге построили микропроцессорную автоблокировку и централизацию на всех линейных станциях данного участка, — рассказывает руководитель предприятия Иван Селионов. — А введенная в 2018 году в строй новая АТС SI 3000 предоставляет дистанции сигнализации и связи совершенно новые возможности использования оперативно-технологической связи для своих пользователей.

— Более 3 тысяч абонентов железнодорожных предприятий получили качественную многофункциональную телефонную связь, которая включает в себя различные современные сервисы: электронные справочники, функции видеоконференцсвязи, речевые информаторы и так далее, — знакомит с работой АТС старший электромеханик Дмитрий Костеневич. — Благодаря реализации данного инвестиционного проекта каждое из наших предприятий помимо функции IP-телефонии получило высокоскоростной доступ к единой сети передачи данных Белорусской железной дороги по цифровым каналам связи, что позволяет теперь железнодорожникам спокойно и уверенно работать в современных информационных системах.

Дежурная смена АТС состоит из двух специалистов. Новый проект поз­волил вывести из эксплуатации почти десяток объектов устаревшего оборудования, в том числе 6 мини-АТС и междугородний ручной коммутатор, в три раза снизились затраты электроэнергии.

Технику и технологии создает человек

Старший электромеханик Дмитрий Костеневич, который трудится на дистанции с 1977 года, обслуживал несколько поколений АТС от декадно-шаговой до современной IP-станции. Работа, как признается Дмитрий Александрович, стала комфортнее и интереснее, но потребовала новых знаний. Сегодня автоматическая телефонная станция — это современный программно-аппаратный комплекс, который работает по принципу интернет-сети, коммутируя пакеты данных.

Давно изменилось и лицо других подразделений дистанции. Например, междугороднего коммутатора.

— Дистанция сигнализации и связи внутри железной дороги идет под аббревиатурой «ШЧ», — поясняет заместитель начальника по связи Руслан Анашкин, — а это расшифровывается как «Шнуровая часть». Именно такой дистанция и была до коренных преобразований, когда семафоры управлялись шнуровыми системами, а абоненты между собой разговаривали с помощью шнуровых соединений на коммутаторе. Сегодня коммутатор — это многофункциональный современный комплекс, который также интегрирован в АТС SI 3000.

Все вопросы взаимодействия отслеживаются у диспетчера дистанции.

На обслуживании дистанции находится 32 железнодорожные станции и 102 переезда, 2 тысячи километров кабеля сигнализации и централизации, блокировки, 590 километров магистральной связи, 380 километров местной связи, более 250 километров волоконно-оптического кабеля.

— Я всегда сравниваю диспетчерскую службу и работающих здесь с передовой на линии обороны, — говорит старший диспетчер по сигнализации связи Сергей Фоминов. — Это очень сложная профессия. Мы — важный элемент, винтик, от которого зависит работа всего механизма.

Лучше, чем Сергей Федорович, и не скажешь! Кстати, именно его вот уже второй срок коллектив дистанции избирает профсоюзным вожаком. А еще Сергей Фоминов приложил усилия при написании истории дистанции. В какой-то момент пришло желание заняться не только документалистикой: талантливый диспетчер разыскивает имена малоизвестных героев, пишет о войне, судьбах людей, наших земляков в том числе.

На работу, как в семью

Железная дорога славится своими династиями, есть они и в дистанции сигнализации и связи. Елена Рымдёнок, которая с 1988 года работает в КИПе, представитель железнодорожной династии в четвертом поколении, общий стаж работы большой семьи — 180 лет! Еще при царе стрелочником начинал работать ее прадед Федор
Бобров
.

Ольга Глушневич уже на пенсии. Когда с мужем Анатолием Евгеньевичем стали изучать трудовые книжки свои, родителей, да еще и дочь Юлия на дистанции трудится, в общей сложности насчитали стаж в 161 год. Династия Нарожных трудится полтора века.

Из семьи железнодорожников и руководитель предприятия Иван Селионов. В этом году у него самого небольшой личный юбилей: Иван Владимирович возглавляет предприятие 15 лет, хотя трудовая биография внука железнодорожника на стальной магистрали начиналась еще в 1995 году, после окончания университета железнодорожного транспорта. Прошел путь от электромеханика до начальника дистанции сигнализации и
связи.

— Основная масса коллектива — молодые люди. Многие из них, окончив профильный вуз, имеют возможность реализовать себя на дистанции. Значит, предприятие предоставляет такие возможности! И не только на работе, но и в спорте, в общественной жизни, в каких-то других начинаниях. Могу с уверенностью сказать, что люди, работающие у нас, преданы этому предприятию, — утверждает Иван Селионов. — Здесь нужно постоянно учиться, потому что новая техника требует все новых и новых знаний. Этот процесс непрерывный, но тем и интересней работать. И своим главным достижением я считаю то, что собрал вот такой коллектив высококвалифицированных специалистов, которые в состоянии внедрять различные новшества, решать любые задачи. Хочу пожелать коллективу дистанции, семьям сотрудников, ветеранам предприятия прежде всего здоровья, профессиональных успехов, возможности реализовать себя.

Руководители дистанции сигнализации и связи:

  • Арсений Семенович Бородин (1944–1961 годы);
  • Михаил Михайлович Парфёнов (1961–1974 годы);
  • Валерий Васильевич Шульга (1974–2003 годы);
  • Владимир Григорьевич Мелешко (2003–2006 годы);
  • Иван Владимирович Селионов (с 14 августа 2006 года).

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Михаила МИХАЙЛОВА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений