Размер корпуса почти с два футбольных поля. Сегодня предприятие по праву претендует стать одним из символов новой индустриализации Витебска, которая проводится с опорой на частную инициативу при активной поддержке государства.
Синие корпуса «Витебских подъемников» на окраине областного центра хорошо видны с Бешенковичского шоссе. Сюда компания пришла чуть более десяти лет назад, выкупив на аукционе дряхлеющую без хозяина коммунальную недвижимость. Сегодня территория в 6,5 гектара застроена практически под завязку: сборочные цеха, офисный комплекс, инфраструктурные и вспомогательные сооружения. Почти за два десятка лет (юбилей будет в 2024 году) компания прошла путь от небольшого сервисного предприятия по ремонту грузоподъемного оборудования до крупного производителя специальной техники, преимущественно инновационной.
К профессиональному празднику — Дню машиностроителя — коллектив подходит в отличной форме. Объем производства удалось нарастить примерно на 60 процентов, обеспечены качественные финансовые показатели, выстроены технологические процессы, а заработная плата в этом году выросла примерно на 35 процентов, констатирует учредитель и генеральный директор компании Андрей Сидоров.
Стратегия заточена на инновации
Новый производственный корпус активно заполняется современным оборудованием: обрабатывающие центры, горизонтально- и вертикально-расточные станки, сварочные роботы-манипуляторы. Некоторые из них не имеют аналогов не только на Витебщине, но и в стране. В качестве показательного примера Андрей Сидоров приводит станок лазерной резки и раскроя металла. Если раньше металлическую выносную опору для подъемника резали вручную за 4 часа, то сейчас на эту операцию уходит всего 6 минут. В 40 раз быстрее! Так что выгода очевидна.
— В результате завод способен производить в месяц до 60 машин. Новая площадка — это еще и новые возможности по расширению номенклатуры выпускаемой техники. Фактически наш потенциал (компетенции и оборудование) позволяет реализовать любой технологический проект в области машиностроения вплоть до создания маломерных судов или легкомоторных самолетов. Была бы проработанная бизнес-идея и проект, — поясняет Андрей Сидоров.
В производственном портфеле завода уже более 200 наименований машин и механизмов. Выйдя за рамки грузоподъемной тематики, «Витебские подъемники» взялись за выпуск техники для коммунальных служб, подразделений МЧС, организаций энергетики и нефтедобычи, оборонной промышленности и ряда других отраслей. Одна из последних новинок — аварийно-техническая машина для обслуживания и ремонта контактных сетей трамваев и троллейбусов. В этом направлении витебский производитель плотно сотрудничает с МАЗом. Техника особо востребована в российских городах. Сейчас компания реализует контракт на партию такой спецтехники для Москвы.
Совсем свежий пример — опытный образец машины пожарной комбинированной, созданный на базе полноприводного КАМАЗа. Новинка готовится к испытаниям и сертификации. Затем, предположительно в 2024 году, будет выводиться на рынок, в том числе участвовать в госзакупках.
— Стратегия компании нацелена на создание инновационных продуктов. Интересно делать то, что никто пока не выпускает. Поэтому активно занимаемся разработкой новой техники в рамках научно-исследовательских работ в партнерстве с ведущими российскими вузами. Много идей находим в тематике импортозамещения. Причем ограничения, введенные недружественными странами, ускорили процесс развития предприятия, подтолкнули к поиску новых ниш, активизировали инновационную работу. Так что сегодня действительно время возможностей. Главное — понять новые условия и начать действовать, чтобы не опередили внешние конкуренты, — подчеркнул Андрей Сидоров.
Об этом он не устает повторять на многочисленных встречах с молодежью в студенческих аудиториях, с начинающими предпринимателями.
— Когда представители молодого поколения спрашивают, какой бизнес можно развивать, я отвечаю точно так же: создавать производство продуктов, которые замещают импорт. Сегодня не надо выпускать, условно, еще один МАЗ или трактор МТЗ. Нужно организовать производство деталей и узлов, которые раньше завозились к этим машинам. Тем более, что в Беларуси созданы хорошие условия для развития предпринимательства и производственной деятельности, — считает генеральный директор «Витебских подъемников».
Погружение в цифровую среду
Именно поэтому компания уверенно выстраивает планы на перспективу. После полного освоения площадки по Бешенковичскому шоссе следующий проект будет связан с организацией производства гидравлических систем и выпуском фургонов. Хорошая новость и для местного рынка труда: предполагается создать порядка 250 рабочих мест.
— В 2024 году намерены приступить к строительству нового завода, площадь производственных корпусов составит примерно до 20 тысяч квадратных метров. Рассматриваем возможность реализации проекта на условиях СЭЗ «Витебск». Работать будем в сотрудничестве с ведущими российскими автопроизводителями, корпоративным партнером которых выступают «Витебские подъемники», — посвящает в детали будущей новостройки бизнесмен.
Еще одно направление развития предприятия — цифровая трансформация. Сегодня невозможно получить рыночные преимущества без внедрения цифровых технологий, автоматизации производственных процессов и искусственного интеллекта. Осознавая это, в компании создали отдельное подразделение, набрали молодых перспективных ребят из ведущих отечественных вузов. Задача — создание программных продуктов для собственных нужд. Цифровая трансформация — это не просто глобальный тренд нового века, а один из главных драйверов экономического роста.
— Автоматизация очень важна, ведь купить и поставить станок — это лишь половина дела. Так что взяли специалистов, которые создают программный продукт под наши технологические процессы. В перспективе рассматриваем возможность расширения этого направления, ведь наши IT-продукты можно будет применять в других секторах экономики, — пояснил руководитель.
Бизнес — это не совсем про деньги
При такой многокомпонентной структуре бизнеса жизненно важно иметь сильную, объединяющую корпоративную культуру. Этому вопросу в «Витебских подъемниках» уделяют большое внимание, потому что знают: в полную силу человек готов делать то, во что верит.
— Главная задача руководителя — не только создать команду, но и сформировать доверительную, благоприятную смысловую среду. Ведь у человека в жизни два важных дня: когда он появился на свет и когда понял, зачем родился. Он обретает смысл жизни — и готов творить чудеса. Так что руководитель должен понимать и вникать во все детали, разбираться в людях и находить тех, кто может решать нужные задачи, — уверен Андрей Сидоров.
Сегодня как никогда актуален знакомый лозунг из прошлого — кадры решают все. На предприятии активизируют взаимодействие с ведущими вузами Беларуси и России, развивают собственный учебный центр. Но ситуация требует растить будущего работника уже со школьной скамьи. Поэтому компания много времени уделяет профориентационной работе среди детей и подростков. Ее представители — частые гости в школах, а учащиеся — на предприятии. Специально для доставки детей купили автобус.
— Важно сделать так, чтобы ребята выбирали профессию самостоятельно, а не родители делали этот выбор за них. Поэтому уже с 5–6 класса надо их водить на предприятия, быть с ними в постоянном контакте, формировать представление о тех профессиях, в которых нуждаются и экономика, и общество в целом. Наша задача — сделать так, чтобы после общения с нами дети понимали, чем занимается тот же конструктор, технолог, слесарь. Очень важно, чтобы у них появилось желание мечтать кем-то стать, — считает Андрей Сидоров.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.