На днях зарегистрировано первое совместное белорусско-узбекское предприятие в сфере легкой промышленности — «УЗШУЗ». Реализацию этого инвестиционного проекта осуществляет ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко». О том, как отразится инициатива витебского бизнеса на отечественной экономике, беседуем с генеральным директором холдинга членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Николаем Мартыновым.
— Николай Васильевич, когда планируете запустить предприятие на полную мощность?
— Сегодня мы уже выбрали ассортимент продукции, которую будем там производить, определили, какое оборудование нам нужно. По предварительным данным, мощность предприятия составит до 600 тысяч пар в год. К концу 2019 года на нем будут работать 350 человек. Мы провели переговоры с руководством узбекской кожевенно-обувной Ассоциации «Узчармсаноат» по вопросу подготовки кадров для нашего предприятия и пришли к соглашению, что некоторых специалистов смогут готовить учебные заведения Витебска и других городов Беларуси. Возможно, уже с будущего учебного года среди абитуриентов наших вузов появятся молодые люди из Узбекистана, желающие получить профессию модельера или технолога обувного производства. Практику же студенты и учащиеся пройдут на базе холдинга. Это взаимовыгодный проект для двух стран.
— Что привлекает на среднеазиатском рынке?
— В данном регионе сегодня есть все условия для его освоения. В Узбекистане проживает 32 миллиона человек, что в два раза больше, чем в 1990-х. Улучшился и деловой климат. Нас привлекают доступное по цене качественное сырье для производства, дешевые кожтовары, подкладочные материалы. Например, вместо подкладки из свиной шкуры (у нас стоит около 9 долларов) там можно получить шевро (мягкая кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз) за 56 долларов. Шевро гораздо лучше смотрится, ее можно использовать для изготовления даже эксклюзивной обуви, не говоря уже об использовании в производстве повседневной.
Конечно же, это отразится на цене: сможем выпускать кожаную обувь по цене синтетической. Себестоимость продукции, произведенной в Узбекистане, будет в два раза ниже, чем на наших площадях. А значит, не повышая затратной части, мы сможем выйти на заработную плату в 1000 рублей по всему холдингу. Кроме того, проект позволит полноценно загрузить работой наших специалистов.
Мы понимаем, что перенести наш ассортимент продукции на их площади без изменения бизнес-плана нельзя: низкая покупательская способность населения Узбекистана не позволит это сделать. Поэтому мы сегодня продаем собственные технологии, хотя еще пару десятков лет назад сами закупали их в Европе. Это и есть бизнес.
— Какие еще инвестиционные проекты планируете реализовать в Узбекистане?
— Планируем выкупить 51 процент акций одного из предприятий, стабильно работавших в советское время. Здесь тоже будем внедрять наши технологии. Предположительно, работу получат до 500 человек. Производственная мощность превысит 500 тысяч пар обуви в год. Кроме того, планируем создать предприятие по производству подошв, такого нет даже в Беларуси. Будут привлечены ученые, технологи, модельеры. В ближайшие 5 лет о наших специалистах узнает среднеазиатский рынок.
— Как депутат Парламентского собрания Союза Беларуси и России какие видите проблемы в межгосударственном сотрудничестве бизнеса?
— Безусловно, Российская Федерация по-прежнему остается для нас основным рынком сбыта. Прошедший Форум регионов показал, что есть большая взаимная заинтересованность, есть экономическая основа для создания коопераций. Необходимо обеспечить правовую базу для плодотворного сотрудничества — унифицировать законодательство наших стран в сфере бизнеса, таможенного регулирования. Над этим и работаем.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.